Секунда интервал

Секунда интервал

Секунда (переводится как вторая) — второй по счету интервал, который делится на два вида малая и большая и является ярко выраженным диссонансом.

Ступеневая величина секунды равна 1 шагу, тоновая величина соответственно равна полутон для малой секунды и целый тон для большой. Обозначается секунда как 2 (м2 или б2 соответственно)

Малая секунда

Минимальное расстояние между нотами в темперированном строе это полутон, который дает нам малую секунду.

В диатонике малая секунда возникает между 3 и 4 и 7 и 1 ступенями лада. Это те самые две белые клавиши подряд на клавиатуре фортепиано. Гармонические малые секунды в нотной записи

Гармонически малая секунда является самым острым диссонансом из всех интервалов и, пожалуй, больше ни одно сочетание звуков так сильно не режет уши, как соседство двух нот на расстоянии полутона.

В мелодическом же движении малая секунда является ключевым интервалом для создания тяготения ступеней. Именно тяготение 7 ступени в 1 предопределило закрепление ионийского лада в качестве главного лада тональной системы — мажор.

Полутоновое тяготение является основой мелодической совершенной каденции при разрешении 7 ступени в тонику, а также движение 7 — 1 гармонизуется прерванной каденцией V-VI.

Полутоновое тяготение 4 ступени в 3 создает плагальную каденцию. То есть формирование системы функции в гармонии есть не что иное, как влияние полутонового мелодического тяготения на гармонию.

Интонация малой секунды с давних времен используется для создания интонации плача, известный пример плач Юродивого из оперы Борис Годунов:

Большая секунда

Как и все большие интервалы, большая секунда строится на первой ступени мажорного лада. Мы можем ее получить двигаясь по белым клавишам фортепиано от ноты C. Двигаясь через один лад на гитаре.

Гармоническая большая секунда также является диссонансом.

Характерно, что большая секунда входит в состав натурального звукоряда и находится между 8 и 9 обертонами. В то время, как малая секунда только под 17 обертоном.

В мелодическом движении большая секунда является основной плавного, пошагового движения.

Все же остальные интервалы шире секунды обычно уже рассматриваются как скачки.

Это также один из самых удобных интервалов для пения. Поэтому движение по секундам составляет основу любой мелодии.

Так как тоновая величина малой секунды целый тон, а ступеневая одна ступень, то чтобы построить ее вам нужно вначале выписать соседние ноты, а затем внести нужные коррективы.

Например, BC — ступеневое расстояние одна ступень, тоновая величина полтона, то есть малая секунда. Для того, чтобы получить большую секунду, нам нужно без изменения названия нот увеличить расстояние между ними. Для этого повышаем вторую ноту и получаем большую секунду BC#

Добавить комментарий