Секвенции.

В данный момент я плотно занят подготовкой к выпуску обучающего курса по созданию песен,поэтому времени писать статьи пока нет.Поэтому пока выкладываю видеоуроки по теории и гармонии музыки.
Очередной урок посвящен секвенциям.Я уже подробно писал о мелодических секвенциях. В этом уроке коснусь также гармонических секвенций.

Сначала конспект урока
Секвенцией называется перемещение какого-либо мелодического или гармонического оборота в восходящем или нисходящем направлении по определенным интервалам.

Мелодико-ритмический рисунок и гармоническая основа перемещаемого музыкального материала при этом в основном сохраняются, но всякий раз звучат или на других ступенях, или в других тональностях.

Оборот, положенный в основу секвенционного перемещения, называется звеном или мотивом секвенции. Минимально он может состоять из двух разных по высоте звуков (в мелодической секвенции) или двух различных аккордов (в гармонической секвенции), но может быть и гораздо более развитым.

Протяженность секвенции в целом (то есть количество содержащихся в ней звеньев) во многом зависит как от внутренней структуры самого мотива, так и от темпа исполнения музыки: если звенья достаточно велики, а темп медленный их будет меньше (три-четыре), если же звенья короткие, а темп быстрый — их может быть значительно больше. Секвенция может быть образована минимально из двух звеньев.

Интервал, на который перемещается звено (мотив) секвенции, называется интервалом перемещения (или шагом секвенции). Он определяется соотношением между начальными звуками (аккордами) звеньев. Интервал перемещения может быть постоянным (для данной секвенции) или переменным (то есть изменяться в процессе развития секвенции)

По тональному признаку секвенции подразделяются на два вида:

1) тональные (или диатонические) и

2) модулирующие (последние имеют две разновидности — хроматические и транспонирующие).

Тональной называется секвенция, не выходящая за пределы данного лада. Перемещение в ней производится по разным ступеням одной и той же тональности. Поэтому при сохранении в целом общих контуров мелодико-ритмического рисунка или гармонических оборотов внутри звеньев, тоновая величина встречающихся в них одинаковых по наименованию интервалов  то и дело меняется, что, однако, не нарушает целостности самой секвенции.

Модулирующей называется секвенция, в процессе развития которой все время происходят тональные сдвиги.

Перемещаемые звенья строятся на одних и тех же ступенях разных тональностей.

Различие между хроматической и транспонирующей разновидностями модулирующей секвенции состоит в том, что первая из них развивается по родственным тональностям (то есть по тональностям диатонического родства), во второй же непосредственно сопоставляются самые различные неродственные тональности, так как перемещение делается, как правило, на какой-либо неизменный интервал (например, по малым секундам или большим терциям и т. п. ).

При этом следует иметь в виду, что при перемещении по разновеликим терциям (например, б. 3 — м. 3 — б. 3 —м. 3 и т.д. ) или чистым квартам хроматическая секвенция может в итоге привести к далеким тональностям (по отношению к первоначальной), хотя между соседними звеньями все время будут сохраняться родственные тональные соотношения.

Секвенции являются основой многих стилей.Гармонические секвенции активно используются в джазе, фьюжне. Мелодические в рок и металл импровизациях.Во многом неоклассика построена на секвентном развитии.

Хочется предостеречь от злоупотребления секвенциями,поскольку слишком частое их использование и большое количество звеньев приводит к застою в музыкальном развитии.

»crosslinked«

3 thoughts on “Секвенции.

Добавить комментарий