• Корзина пуста.

Сочинение песен. Фишки с гармонией

Привет, друзья!

Как Вы знаете лучшим способ учиться писать песни и совершенствовать свое творчество является наблюдение и анализ чужого творчества.

В этом отношении я всегда держу свой ум на готове. И если слышу интересное решение, то сразу же кладу его в банк идеи и примеров использования гармонического или мелодического приема.

Как правило, если мы закрепляем в нашем сознании какой то прием путем ассоциаций, то он уже очень скоро осознанно или не осознанно начинает проникать в ваше творчество.

Поэтому чем больше таких идей в вашей голове тем вкуснее блюдо, которое Вы готовите.

Итак, сегодня я покажу 2 песни в которых используется необычное гармоническое решение, как способ внести в песню свежее звучание.

По моему мнение если убрать из этих песен необычную гармонию они сразу потеряют свою свежесть и привлекательность.

На удивление обе эти песни русских коллективов.
Они уже очень давно у меня на примете и только сегодня я решил поделиться с Вами своими наблюдениями.

Первая песня группы А -Студио — Солдат Любви

video
play-sharp-fill

Гармония куплета здесь следующая ( Тональность Gm)

Cm -Gm-Cm -Gm- Cm -Gm – Em7 – Ebmaj7

В начале мы видим примитивный ход от S к тонике, который повторяется 3 раза. Казалось бы на этом на песне можно ставить крест:)

Однако, в кадансе внезапно появляется аккорд Em7, который можно назвать гармоническим хуком. Обычный слушатель конечно не понимает гармонии, но четко слышит, что это что-то не привычное, не обычное. Это создает напряжение достаточное для 2-ого проведения припева.

Разберемся, как аккорд Em7 мог появиться в тональности Gm – ведь в нем присутствует нота B, которой нет в составе G минорного лада.

Здесь все очень просто. Использовано заимствование из одноименной тональности — прием который является очень популярным в мажоре, но редкость для минора. Em – это обычная параллель к G мажору.

При этом в припеве используется в басу так же дорийская нота E, но в гармонии мы уже слышим аккорд C мажор — который можно рассматривать, как мажору S или дорийский аккорд. При это в контексте припева этот аккорд теряет свою необычность, так как входит в состав популярной во всех стилях последовательности I-VII-VI#-VI. Она использована в тысячах песен.

Здесь можно говорит о приеме изменения контекстуальной полярности аккорда.

В куплете это необычность, свежесть. В припеве наоборот обычность, банальность.
Сложно сказать намеренно это сделано или нет, но записать в волшебную книжку идея для создания песен точно стоит:)

Вторая песня была популярная в свое время. Кроме гармонии здесь также очень качественно использована концепция хуков.

video
play-sharp-fill

Гармония куплета здесь следующая ( Тональность Gm )

Cm – Gm- Fm-G

В начале все тот же ход от S к T. И Внезапно аккорд VIIb ступени плюс к тому же еще и минорный.

Этот аккорд находится так далеко от тональности, что сразу же вызывает ощущение резкой модуляции.

Попробуем разобраться откуда он мог появиться.

Ни в параллельной тональности, ни в одноименной этого аккорда нет.

Зато если посмотреть на эту последовательность в отрыве от мелодии, то она покажется примитивной поскольку мы получим движение T-d-S-D в С миноре.

Это пример так называемой fragile или weaker последовательности. То есть последовательность которую можно трактовать в разных тональностях, а переосмысливание аккордов происходит только к концу прогрессии.
Для западной музыки это очень ходовой прием. В русской встречается достаточно редко.

Как видите один аккорд может существенно повлиять на звучание вашей песни.
Расширяйте копилку идей и до скорого!

19.03.2020

23 комментарий (-ев) к статье "Сочинение песен. Фишки с гармонией"

  1. Спасибо за наблюдение Денис, очень интересно!

  2. Последовательность может и оригинальная, но не красивая. Все это сродни экспрессионизму, который ценят и понимают лишь единицы. Некое извращение вкуса и слуха который устал от банальных оборотов…

    • Простите, но я считаю, что когда люди рассуждают о музыке в понятиях красиво не красиво, то они не понимают саму суть искусства. Представим, что в живописи осталься только реализм, в музыке только ” красота”, а в кино только любовь. Что это за реальность? Музыка не должна быть красивой!!! Во тесть например группа Death – у них есть песни которые у меня вызывают восхищение и чувства, но назвать их красивыми язык не повернется. А есть мелодии, которые многие называют красивыми, но меня от них тошнит потому что это приторно и слащаво.
      ” В отличие от многих других видов творчества, музыкальное содержание с трудом поддаётся формализации и описанию, так как требует не понятийного характера мышления. Воздействие музыки осуществляется широким фронтом, влияя не только на эмоции и чувства, на психику и телесную моторику, но затрагивая также способности к интуиции, игре, созерцанию, фантазии. Отсюда частое рассмотрение содержания музыки как сакрального вида искусства[12]. Противоречие между явной способностью музыки оказывать влияние на человека и невозможностью ясно выразить то содержание, что оказало влияние, привело к значительному разнообразию в ответе на вопрос, что же именно музыка «говорит» человеку, какое послание в ней содержится…
      При этом в основу понимания помещается система художественных представлений, возникающих под влиянием музыки и складывающихся собственно в музыкальное содержание. Являясь сложным продуктом деятельности психики человека, эти представления имеют своей предметной стороной переплетающиеся и взаимопроникающие понятия человека, окружающего его мира и непосредственно самой музыки. Задачей музыки является порождение этих представлений, их организация между собой с помощью музыкальных средств и методов. Базовым инструментом здесь выступает интонация, которая позволяет управлять представлениями, выстраивая их в нужной последовательности и концентрации. Умелое использование музыкального материала позволяет создавать из представлений обобщения различной степени — от музыкальных образов до музыкально-художественных тем и идей. При этом важной особенностью музыки является непрерывная переорганизация порождаемой ей системы представлений, что помимо богатства образов даёт также динамическую увлечённость, способность захватить слушателя за собой.
      Созданное композитором музыкальное произведение является воплощением части его внутреннего мира. Рефлексируя, автор переосмысливает имеющийся в его распоряжении материал, создавая новые образы. Богатство используемого композитором материала огромно, и в некоторых случаях оно может даже давлеть над создателем, мешая ему свободно творить.”
      Музыка это средство общения, а не инструмент для выражения красоты!

  3. “банальный” в кавычках

  4. “нота B, которой нет в составе ни одного минорного лада.”
    си-минор, соль#-минор, натуральный до# и другие миноры плачут!

  5. Все это не более чем схоластические измышления оторванные от жизни. Порой мы блуждаем в дебрях философских хитросплетений лишь для того, чтобы придать вес чему-то дешевому и легковесному, при этом отрицая или ставя под сомненье очевидные вещи. Я понимаю что красота в музыке это понятие относительное и тем не менее – дайте любому ребенку послушать несколько песен (не важно в каком стиле) и он не задумываясь скажет какая из них КРАСИВАЯ, а какая нет, при этом выражая мнение подавляющего большинства людей.

  6. Насчет “красивости”, скорее, согласен с Денисом в этом вопросе. Первая песня кажется мне весьма некрасивой и банальной в музыкальном смысле, а слова – нейтральными для восприятия. Вторая же песня, имея самые дурацкие слова, содержит в себе, на мой взгляд, замечательную музыку. А ведь обе песни были именно что популярны у большинства!

  7. снова начались споры о восприятии, оно у всех разное, давайте закроем эту тему, просто фильтруйте и усваивайте для себя ключевую инфу, всё остальное по боку)) денис, спасибо вам!

  8. Как же так, Денис? Куда это ты торопишься? Грамматические ошибки в тексте я ещё могу не заметить, но гармонические! Во втором примере вместо цифровки Cm – Gm- Fm-Gm я слышу Cm – Gm- Fm-G!

  9. Простой слушатель, который ходит на концерты и слушает радио, все эти гармонические изыскания даже не замечает! Убедился на собственном опыте написания попсовых песен. Им важно другое… А вот меня, как для музыканта, например интригует творчество группы Dirty Loops http://www.youtube.com/user/dirtyloops/videos
    Однако то, что пропагандирует Денис имеет значение для обучающихся хотя бы потому, что в будущем поможет им написать что-нибудь новенькое и интересненькое!

  10. не понимаю откуда в gm взялась e, когда там eb. второй пример вовсе непримечателен: разрешение 7 ступени в 1 обычное дело. примечательно разве что разрешается в g а не gm и сама трактовка с cm.

    • Я объяснил в статье откуда там взялась E. Разрешение VIIbm ступени это обычное дело? Приведите хотя бы 10 песен в которых использована такая же гармония?

  11. Что “красиво”, а что “некрасиво”, нам навязано с детства музыкой, которая звучала из каждого утюга: T-S-D-T и т.д… Поэтому нам в детстве так резала уши заграничная гармония. Прошли годы, пока я научился понимать ее, и ломка стандартов проходила довольно болезненно.

  12. Денис Чуфаров Reply:
    Март 16th, 2014 at 10:31 дп
    Я объяснил в статье откуда там взялась E. Разрешение VIIbm ступени это обычное дело? Приведите хотя бы 10 песен в которых использована такая же гармония?
    “Разберемся, как аккорд Em7 мог появиться в тональности Gm – ведь в нем присутствует нота B, которой нет в составе G минорного лада.” – я вижу только удивление по поводу h вместо b, но ни слова про e вместо eb. откуда берется h как раз понятно, а вот откуда ноги растут у e и какие гармонические взаимосвязи тут затронуты остается без освещения. то что аккорд взят из параллельной тональности к одноименной тональности тональности песни это здорово, но почему – не понятно.
    по второму пункту прошу прощения, погорячился. вместо fm подумал о f и удивлялся, что ж тут необычного. интересно, что он минорный, разве что, но как проанализировано мне понравилось!

    • Ноги растут тут из дорийского лада или мелодического минора. В принципе в популярной музыке весь минор дориский, так что повышенная 6 для меня норма:)

  13. А как вам такая гармония в куплете ?
    http://www.realmusic.ru/songs/1074400
    Мелодию я сочинял в голове (без участия инструмента и даже не напевал ее) . Только, после того, как мелодия окончательно сформировалась в моем сознании, то я ее записал в нотах и понял, что получился нестандартный ход )))

  14. В случае с А-Студио- мне понравилось, я люблю такие необычные аккорды, да и звучит довольно таки красиво, а вот во 2-ом примере, конечно, непонятно, получается куплет с субдоминанты начинается?А почему?

  15. Денис, если ты побелишь своих потенциальных учеников на категории, будет лучше. Например: 1) те, кто ничего не смыслит в теории музыки; 2) те, кто что-то уже знает; 3) продвинутые; 4) профи. Так тебе будет легче создавать уроки.
    Я, например, люблю музыку, но ни черта в не смыслю в теории. Я мыслю пиано роллом, в плане музыки, конечно.

  16. А по моему это классно!!!! Вроде всё просто…и этакая изюминка!!! “Краткость сестра таланта!”

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture