Способы занятий импровизацией

По мотивам прошедшего вчера вебинара по импровизации написал статью детально описывающую способы занятий импровизацией, которые обязательно должны присутствовать в Вашей системе занятий.

Как правило для занятий импровизацией необходимо использовать записанный аккомпанемент.

Это, пожалуй, единственное условие которое соблюдает большинство музыкантов при занятиях импровизацией. Однако существует много методов, задействовав которые Вы существенно улучшите Ваши навыки импровизатора и исполнителя.

(также рекомендую Вам прочитать статью О занятиях)

При занятиях импровизацией в любом стиле нужно учитывать следующие три параметра:

  • Гармония
  • Виды аккомпанемента
  • Темп

Каждый параметр может варьироваться в зависимости от требований упражнения.

Рассмотрим подробнее как могут измеряться описанные элементы

Гармония

1. Один аккорд неограниченной длительности звучания ( модальный тип)

На такую гармонию очень хорошо отрабатывать типовые гаммы,арпеджио и т.д. Используются разные аккорды,размеры и темпы. Важно проработать все базовые виды аккордов

2. Аккордовые паттерны

это как правило сочетание двух аккордов фиксированной длинны ( например по 1 такту). Аккорды могут находиться,как в рамках одной тональности,так и в разных.Можно использовать самые необычные сочетания,усложняя все это за счет размеров и темпа.

3. Последовательность аккордов

Здесь используются завершенные последовательности в разных манерах и стилях.Варьируются темп и размер. Начинаем с 4х тактовых последовательностей и доходим до 32 тактовых

4. Без аккордов

Здесь подразумевается игра на выдержанном тоне или гармонии без привязки мелодической линии к звучащему фундаменту ( модальная импровизации). При таком методе занятий Вы концентрируетесь исключительно на ритмике,фразировке,а не на нотах. У Вас не будет страха взять "не ту" ноту поскольку любая нота будет звучать убедительно. Так же в качестве опоры Вы можете использовать более привычные для Вас последовательности в качестве фундамента для построения Вашей импровизации. Это означает,что на фоне звучащей гармонии или педального тона Вы будете обыгрывать, к примеру, последовательность TSDT.

Виды аккомпанемента

1. Запись с музыкальным сопровождением

Здесь подойдет любой материала в Вашем стиле. Это могут быть специализированные минусовки для проработки отдельных аккордов и гамм( как например у Aebersold), так и минусовки известных композиции. Данный вид занятий развивает навык совместной и синхронизированной игры.

2. Только Метроном

Здесь мы развиваем чувство ритма и способность играть то,что рождается в Вашей голове без ограничений накладываемых гармонией,фактурой и т.д.

3. Еще один музыкант

Импровизация в данном случае может быть ,как с заданной гармонией, так и в свободном стиле.

4. Без аккомпанемента

Также важный вид занятий, который дисциплинирует и структурирует имеющиеся знания. При таком виде занятий Вы просто вынуждены сами себя ограничивать рамками формы и подразумеваемой гармонии, чтобы импровизация не превращалась в аморфное чередование звуков

Темп

Наиболее распространенная ошибка - это игра всех упражнений в быстром и среднем темпе.

Самыми оптимальными будут следующие:

1. Умеренный темп

Легкий, удобный для Вас - темп в котором Вы успеваете контролировать все параметры исполнения.

2. Насколько можно медленный

Развивает технику и  импровизационное мышление. В таком темпе Вы можете продумывать мельчайшие детали и нюансы, а также выстраивать сложные линии, которые в обычном темпе Вам не доступны.

3. Насколько возможно быстрый темп

Это хороший способ проверить технику и выявить ошибки

4. Без темпа ( рубато)

Хорошо развивает абстракто-музыкальное мышление и часто применяется в авангарде и при импровизации на зависающие гармонии.

Это наиболее популярные способы занятий,которые нужно практиковать и использовать в Вашей системе развития импровизационных способностей.

»crosslinked«

8 thoughts on “Способы занятий импровизацией

  1. отличная статья. до этого занятия импровизацией были одного вида — включаешь минус и пошел. теперь можно разделить занятие на проработку некоторых умений в отдельности. а под конец забабахать уже что-то подобное настоящему выступлению, чтобы все умения вместе объединить.

  2. Денис. Отличная статья. Хотелось бы еще прочитать ваш материал о соответствии гармонии и мелодии. Какой лад подходит какому аккорду (скажем си-минор отлично сочетается с ми-минором, соответственно и ре-мажор подойдет, возможен и ля-мажор…) Чтобы поменьше была задействована тоническая гамма, а побольше отвлеченных, более джазовых опций. Спасибо.

  3. Если очень кратко — каждый аккорд научиться обыгрывать разными способами — гаммами, арпеджио,секвенции, интервалы, хроматика, модальность и т.д. Затем соединять способы обыгрывания аккордов

Добавить комментарий