Структура песни — куплет

Продолжаю серию статей посвященных форме песни.
В прошлый раз мы рассмотрели различные варианты вступлений и концовок песни в популярной музыке.

Естественно, что сегодня речь пойдет о следующей по хронологии части -это куплете.

Куплет в отличии от вступлений и коды это обязательная часть любой песни. Поскольку песенная форма очень часто называется куплетно-припевная. Иногда куплет может быть очень сильно завуалирован или отсутствовать, но это довольно редкий случай ( наверное 1 песня из 1000) поэтому о них я расскажу как-нибудь в другой раз:)

Куплет, как часть песни нужно рассматривать с двух позиций. С позиции текста и позиции музыкально-выразительных средств.
С точки зрения текста это изложение ситуации, введение в события, завязка сюжет.

Классический куплет это 8 или 12 тактовый период, который может повторяться 2 реже 3 раза.
Кроме того самые качественные песни предполагают наличие внутренней структуры каждого куплета.
Наиболее распространенная ошибка это использование квадратной формы куплета + однообразие последовательности. Не опытные сонграйтеры очень часто пишут куплет таким образом, что например последовательность Am-C-F-G повторяется 4 раза.
Такой подход слишком прост и как правило утомляет слушателя. Самый простой подход заменить за 4 разом аккорд F на Dm или G на E. Более продвинутые музыканты могут попробовать Bb вместо G или расширение тактов. Такой подход позволяет музыке дышать и направлять внимание слушателя, а также избегать жестких кадансов, которые останавливают развитие.
Наиболее успешной формулой куплета является 3+1 классический принцип.
Пример:
C Am G А 3ч G F G А

такой куплет звучит более изящно и совершенно с точки зрения формы.

Двигаясь еще дальше мы получаем 8 тактовый куплет пример которого можно услышать в следующей песне. Здесь простейшая ячейка I-V, которая двигается по диатонике сцепляет форму и звучит очень органично.

Еще один пример 8 тактового куплета

Гармония C-Am-C-F-C-G-C-G все время крутиться вокруг тоники обеспечивая единство.

Отличный пример 8 тактовой при этом модальной! гармонии:

Козырный туз для любого автора песен это следующий прием:

Асимметрия куплета

Попробуйте услышать, как работает этот прием здесь

Более подробно о нем я рассказываю здесь http://songwriting.ru/

Еще один шикарный прием это куплет ложный припев, как в следующем примере

Как только вы решили, что припев это вторая половина куплета появляется истинный припев, что ломает «шаблон»

Также на западе достаточно популярен блюзовый куплет. 12 тактовый период из 3 предложений. Как в следующей песне:

Также Вы можете попробовать сочинить куплет без повторений или целиком сочиненный куплет. Это как правило 16 тактовый период в котором нет устойчиво повторяющихся гармонических ячеек.
Отличный пример такой песни

Не забывайте, что песня позволяет экспериментировать, но в рамках разумного. Не бойтесь обрезать, добавлять такты. Изучайте успешные структуры.

В следующей статье поговорим о пре-хорусе.

»crosslinked«

5 thoughts on “Структура песни — куплет

  1. Благодарю за статьи, Денис!
    Вопрос к развитию темы: какие, по-вашему, есть удачные примеры музыкальных структур для стихов с системой рифмовки:

    А
    А
    В
    С
    С
    В

    Возьмём классический случай, когда строки с рифмами А, С — одной длины по слогам, а строки с рифмой В — либо одной длины с «А, С» (без учёта различий «женских/мужских» рифм), либо короче.
    Но другие «неклассические» случаи мне тоже любопытны.

    С уважением
    Дмитрий

  2. Спасибо, фантазия заработала.
    Может не в тему, но Вы присылали таблицу аккордов цветную. Как в ней разобраться и как ее использовать?
    Никак не пойму.

Добавить комментарий