• Корзина пуста.

Тетрахорд

В этой статье мы поговорим с вам об основах образования ладов на основе тетрахордов. Это система, которая использовалась в древней Греции и с определенными поправками перешла в классическую и современную музыку.

Тетрахордом называется отрезок лада из четырех звуков или просто 4х ступеневый звукоряд ( от слов тетра – четыре и хорд струна).

Система тетрахордов была базовой в греческой музыке и использовалась для построения ладов.

Сегодня большинству музыкантов тетрахорды известны из уроков сольфеджио. Как правило, гамму мажора или минора разделяют на 2 тетрахорда и поют сначала один, а потом на октаву ниже второй, что позволяет ученикам с небольшим диапазоном голоса петь лад от любой ноты. В нотной записи это выглядит следующим образом:

2016-07-30_00-28-42

Однако главное удобство тетрахордов не в том, что их можно использовать в сольфеджио, а том что любой лад состоит из тех или иных тетрахордов, что позволяет очень легко запомнить структуру ладов, а также изобретать свои собственные.

Так как одним из важных условий для образования тетрахорда является его поступенность, то любой тетрахорд ограничен диапазоном кварты (это одно из определений тетрахорда в целом – лад из четырех звуков в пределах кварты)

Поэтому количество тетрахордов конечно. Вот  некоторые из них.

2016-07-30_00-33-13
тетрахорды
тетрахорды Сочетая тетрахорды друг с другом мы можем получить все известные лады.

Например, мажорный тетрахорд ( он же называется ионийским)

мажорный тетрахорд

в сочетании с мажорным дает обычный мажор, в сочетании с минорным мелодический минора, в сочетании с увеличенным тетрахордом гармонический.

Сочетая фригийский тетрахорд с фригийскийм получаем фригийский лад:

2016-07-30_00-37-56

лидийский с мажорным получим лидийский лад

Такой подход позволяет взглянуть на лады, как более простую организацию звуков и быстрее запомнить их звучание. Все что Вам нужно это научиться петь 4 звука тетрахорда и сочетать их с другими тетрахордами.

Данный подход проверен годами и однозначно рекомендуется всем изучающим теорию музыки и сольфеджио.

Используя сочетания разных тетрахордов вы можете получать новые звучания и лады. Например, 2 лидийский тетрахорда дадут незамкнутую в октаву ладовую систему, а смещение 2 минорных тетрахордов дает уменьшенный лад.

Здесь нужно помнить о том, что базовые правила говорят о разделении тетрахордов расстоянием квинты, то есть независимо от того на какой ноте заканчивается первый тетрахорд, второй всегда начинается с 5 ступени. Но так как ступень может быть понижена, то возникает возможность для сочетания 2 минорных тетрахордов

09.01.2021

1 комментарий (-ев) к статье "Тетрахорд"

  1. у вас на картинке с фригийским тетрахордом + фригийский написано “фригийский” и “минорный” хотя полутона располагаются и там, и там 1 2 2
    Если 2 2 1 – мажорный, а 1 2 2 – фригийский, то минорный это 2 1 2 – минорный? Какой тетрахорд минорный, а какой фригийский?

    Еще написано, что мажорный тетрахорд в сочетании с мажорным дает обычный мажор,
    в сочетании с увеличенным тетрахордом гармонический мажор
    а в сочетании с минорным мелодический минор. Как может быть мелодический минор, если первый тетрахорд мажорный? Немного не понятен этот момент

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture