От Практики к Теории.Трезвучия

Выкладываю пробное видео нового формата в видео От Практике к теории. Мне важно услышать ваше мнение по поводу данного формата.
классический вариант преподования теории меня не совсем устраивает. Хочеться, чтобы практический аспект преобладал, но в то же время закладывался серьезный фундамент, на котором уже можно легко заниматься любой музыкальной деятельностью. Напишите в комментариях, что можно добавить, как улучшить. Может еще больше примеров из практики, еще больше деталей, сразу показывать применение? В общем буду рад любым замечания по теме. Спам и невнятные крики буду удалять :)

99 thoughts on “От Практики к Теории.Трезвучия

  1. Денис, не смог не откликнуться на вашу просьбу. Ничем не могу помочь, т.к. Вы по сути изучение аккордов свели к музыкальной грамоте в ДМШ, как бы для взрослых. Анализ хитов в вашей практике действительно нагляден и полезен. Найдёте нужным, сведите ряд разных песен с аналогичными аккордами, транспонируйте в С — а, для начинающих и объясните отличие результатов. Продвинутые сами могут транспонировать, куда захотят. Удачи! Вы — трудоголик, мне бы скинуть лет 60, пошёл бы к Вам на обучение :) ))

  2. Спасибо Денис, вы очень понятно объясняете, я тоже считаю что двигаться от практики к теории это правильно. Тем не менее хотелось бы посмотреть на взаимоотношения аккордов с другой стороны чем это преподается в классической гармонии, как я думаю было бы легче двигаться по разным тональностям, представляя аккорды не в виде ступеней а следуя из интервального соотношения между основаниями аккордов следующих или разрешающихся в последующий, найти всевозможные принципы перехода аккорда в другой двигаясь на определенный интервал. Может вы согласитесь со мною и в следующих своих записях проведете такой эксперимент. Еще раз спасибо.

  3. комментаторы даже не помнят или не понимают какой вопрос был поставлен Денисом НА ОБСУЖДЕНИЕ а выливается все в жалкие придирки и глупо выглядят из под пера особо-одаренных музыковедов- вот таким застойщикам и консерваторам посоветовать хочется- помолчите и будете умней выглядеть.А ДЕНИСУ как я понимаю хотелось бы видеть в советчиках более интересных и перспективных музыкантов к каким я лично его и отношу!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

  4. Ну раз мнение пользователей жалкие придирки (в ответ на вопрос, что можно улучшить)… Денису как я понял нужна не конструктивная критика, а положительные отзывы. Даже хороший музыкант не является дефакто хорошим педагогом и методистом. И уж тем более дизайнером. Если человек считает, что он все знает и все умеет и во всем прав то ему некуда расти. Все же уже достигнуто. Вообщем Вам генасакс с Денисом остается только онанировать на зеркало.

    Денис Чуфаров Reply:

    Зря Вы так. Мне очень многие написали письма с конструктивной критикой. А Вы начали спорить по поводу гармонии — в которой скорее всего придерживаетесь консервативных взглядов. А на мой вопрос собственно не ответили. Так что причин такие комментарии оставлять точно нет. Если в Вашем понимании конструктивная критика — это сказать как бы Вы сделали или как надо сделать, то думаю Вы ошибаетесь. Все замечания которые Вы высказывали по теме, другие люди смогли очень конструктивно обсудить и дать нужные советы, которые я несомненно учту. Те люди, которые у меня занимались в группах и покупали курсы точно знают, что я всегда адекватно реагирую на любые замечания — если они направлены на улучшение моего материала и моего подхода. Вы же пытаетесь навязать свой подход — которого у меня не было и нет. Следуя вашей логике мне нужно все переделать, а желательно начать жить заново.

  5. Здравствуй, Денис! Мы с этой проблемой сталкиваемся ежедневно. Например, нулевой студент на теории музыки, вместо того, чтобы учить интервалы и гаммы, упражняется в группировке 32-х и 64-х нот, которые он, возможно, никогда и не сыграет. Все наши теоретики на наши просьбы откорректировать содержание дисциплины упираются, говоря, что они работают по Способину и Вахромееву. Других методик я не встречала, а сама веду другие дисциплины. так что, к сожалению, помочь мне нечем. Если удастся создать подобный курс, я его с радостью куплю.

  6. от практики для тех, кто начальные знания имеет хорошо, а от теории…. думаю, что совмещённая форма может быть. То есть напоминание определённого вида музыкальной структуры и её применение (пример) на практике. Опять же здесь удобство определённое и привычки того же преподавателя имеют место. Результат во всех случаях может быть положительным. При живом общении с конкретным учеником то, другое и третье происходит в зависимости от самого ученика, ну и… повторение — мать ученья. ученик может быть любитель (таких больше наверное вообще) и стремящийся к профессионализму. Многим сейчас приходится довольно тяжко добывать хлеб насущный. Это занимает большую часть времени. Потому очень удобны десятиминутные уроки ещё и психологически. Верный формат найден. Что особенно привлекает. А для тех, кто погружается целиком в предмет (не обязательно музыка), с ними иначе всё и глубже, конечно. вот такие мысли. Методические, так сказать. Может быть (если будет возможность) стоит заглянуть как построены педагогические методички. Там довольно структурировано всё, хотя и рассчитано на полугодия (и вообще это материал специфический) и тому подобное. Хотя, впечатление такое, что вы с ними знакомы.
    Всё, что вы делаете весьма подходит для нашего времени. Это звучит как ответ усилиям многих музыкантов — любителей, а также (думаю) приноси некоторую свежесть в головы замученных тяжёлой неволей музшкол. Ещё думаю, что ссылки на историю музыки были бы полезны. Скажем, когда впервые был использован тот или иной приём в классической и популярной музыке. Это необходимо быть может, для пущей осознанности использования получаемых знаний.
    И ещё один маленький нюанс. Я очень люблю ( в силу интереса к языкам и диалектам) слышать речь живую определённой местности и крайне умиляюсь школьному «новоязу», если так можно выразиться. Только, боюсь, что могут вызвать нарекание части правильных людей такие формы спряжения глагола хотеть, как «хочим» и орфографическое написание слова «Будите». Всё таки для этих особо правильных товарищей «хотим» и «будете», более приемлемо. Вообще же язык, штука неоднозначная и советское образование давало костное о нём представление. То есть Пушкин был, а Хлебникова и Кручёных словно и не было. И тем не менее слово «лётчик» — неологизм поэта Хлебникова. ну вот, пока всё. Спасибо вам.

  7. Привет. Полностью поддерживаю идею такого курса. Но, предлагаю изменить стиль курса. Ту часть теории которая предназначена для полных чайников поместить в отдельном курсе. Например понятия, что это такое аккорд, как их строить, типы аккордов, что это такое терции, итд итп. И под уроком помещать ссылки на уроки для чайников, для тех у кого возникнут непонятки. А про спонтанные аккорды вообще не упоминать, и упоминать конкретно когда они появятся и будет в них надобность. И в данном курсе давать конкретно и по существу. Весь урок был бы на много более компактным, интересным, конкретным и без избыточностей.

  8. если у НАИМУДРЕЙШЕГО СТИЛЛА сдали нервы и тебя несет в сторону темы «о-ной» то ты постучался сударь не в ту дверь, тебе в гейсообществе проще и эффектней будет себя проявит,а понимать прочитанное тебе наверно не дано — судя по логичности твоих комментариев.

  9. Не плохо, да… Для начинающих этот метод куда понятнее будет. Я в принципе так и начинал: сперва основную мелодию писал, потом пристраивал трезвучия, чтобы соответствовали моему слышанию материала, а уж потом оказывалось что аккорды появлялись которых я не знаю по определению. Начинаешь определять — видишь не соответствие правилам гармонии. И топчешься вокруг одного места, пока не согласишься изменить мелодию.
    К стати, этот способ буден очень хорош для пояснения построения аранжировочных ходов

  10. По объективным причинам удалил 3 комменатария. Без обид. Просто это уже к теме урока не относиться. Давайте жить дружно и без перехода на личности.

  11. Соглашусь со многими коментирюющими, что нужно добавить пианоролл, так будет легче многим новичкам…И еще бы как дать понять новичку, что писать лучше используя нотный стан, да многих это не очень удобно. Вот бы еще уроки для быстрого освоения нотного стана и вообще понимания зачем он нужен)

  12. С одной стороны когда это уже давным давно всё пройдено оно кажется что вроде и слишком много объяснений, но с другой стороны сейчас приходится подтягивать в музыкальной грамоте других людей и становится понятно что наверное и совсем даже немного. Не каждый начинающий например (а на мой взгляд именно на них это и направлено), не будет точно знать что такое тритон))) Если подытожить, то в общих чертах верное направление и одна из главных мыслей показать что всё не так и сложно как это кажется на первый взгляд!!! Сам с этим столкнулся и за это автору респект!!! Учись молодёжь!!! А может и не молодёжь))) Никогда не поздно начать!!!

  13. Спасибо, Денис, за Ваш труд и добро которое несете людям. Всё понятно и доступно. Соглашусь, хорошо было бы добавить пианоролл и гитарный рифф, раз уж разговор от практики к теории. В основном люди играющие в группах самоучки, т.е. практика в чистом виде. Рано или поздно придется изучать теорию, если человек серьезно занялся музыкой. Удобней будет исходить в этом случае из наглядного примера грифа гитары и клавиш фортепьяно в нотный стан, в теорию.

  14. Теория вещь весьма полезная, но в тоже время Пол Мак Картни, Хендрикс, Моцарт,например, вначале играл по слуху, Лучано Паваротти, Римский-Корсаков, Пако де Лучиа не знали(ют) нотной грамоты. список можно продолжить.

    Денис Чуфаров Reply:

    Вы это серьезно что ли про Моцарта и Римского-корсакова? А Хендрикс не лучший пример. Лучано Паворотти как поет оперы не зная нот? Вы хоть раз клавир любой оперы видели?

  15. Урок понравился, поддерживаю предыдущих комментаторов: курс по освоению нотного стана и минимальный набор самостоятельных тренировок по нотам очень помог бы новичкам.

  16. Ну это я не придумал. Читал когда то. Ну вот например http://www.peoples.ru/art/theatre/opera/tenor/luciano_pavarotti/interview.html Не поленился нашел.

    А Хендрикс очень хороший пример кстати. Он кстати долгое время и читать то не умел. )

    Это также как люди которые писать не умеют. Разговаривать то умеют. Так же и с музыкой. А вот для того чтобы передать кому либо конечно полезно.

  17. Хорошая подача. У меня уровень муз. школы, поэтому новой информации немного. Если в таком ключе будет материал излагаться, интересно и здорово. Именно звучание, построение, нотный лист, теория, ну и о характере аккордов немного сказать. А уже в следующем уроке на этом же примере рассказать: вот тоника, вот доминанта, и т.д., что куда переходит. Отдельные уроки посвятить именно уменьшенным и увеличенным аккордам, здесь уже другие примеры подобрать с такой же подачей.
    Спасибо, Денис, за неравнодушие и старания.

  18. Достаточно интерестный формат,но думаю интерестнее было-бы если рассматривались достаточно сложные задачи.очень хорошо бы выпустить серию уроков о мелодиях,о нахождении интонационного зерна мелодии и рассмотрению приёмов посторения,отталкиваясь от этого зерна,ладовую основу,соотношение устойчивых и неустойчивых звуков,скрытные интервалы,гармоническую основу и тому подобное.Рассмотреть на примерах известные мелодии запоминающиеся(например у поп музыки 80-х хорошо запоминаются мелодии у Шатунова,ottawan) Я считаю освоить аккорды намного проце,чем мелодию поэтому у многих наверняка возникают проблемы именно с понмания мелодии.А как вы думаете по этому поводу Денис?

  19. Впринципе лично я в восторге от такого формата.Всегда мечтал об уроках такого формата.Я думаю это огромный шаг вперёд и вам обязательно следует выпускать уроки такого формата.

  20. Очень неплохо,но я добавил бы гитарный гриф,поскольку знаю музыкантов,которые о ф-но знают только что оно очень тяжелое и на нем много клавиш.Сам ноты изучал в армии,т.к. играл баритона в оркестре части,хотя к тому времени неплохо бренчал на гитаре и бас играл.

  21. Половина это 1/2, а не 1/5. А я то думал) Когда зашел сюда, думал нифига, сейчас узнаю про 1/5 тона, а это просто математическая неточность))

    Денис Чуфаров Reply:

    Да ошибочка вышла)

  22. Первая половина этого урока шла как-бы своей дорогой. А во второй части однозначно определилась цель урока, которая в конце была достигнута. Если бы в самом начале установить и кратко обозначить эту цель — типа — построение символьных обозначений основных трезвучий (аккордов), тогда начало урока обрело свой полный смысл. Идея таких уроков очень важна. Для таких людей, как я, которые занимаются записью музыки в домашней студии, понимание соотношения трезвучия и его правильного написания очень важна. Мы в своей работе часто используем программы, в которых песня вводится именно в виде аккордовых символических записях, а не по нотному стану. Такими программами являются, например, Band–In–The–Box или iReal Pro. Это дает возможность быстро создать некоторый набросок аккомпонимента, под который затем можно развить полную музыкальную композицию/песню. Основной проблемой в таких программах является именно то, что полностью подобрать символическое отображение аккорда бывает очень трудно. Особенно в случае, когда аккорд на гитаре берется совершенно нестандартным путем. И его описание не удается найти ни в одном справочнике. А то, что выдает справочник, часто не позволяет вводить программа, так как все они имеют свои ограничения. Потому упрощение записи аккомпанимента — это полезный набор уроков!

  23. Про аккорды в уроке все понятно. Что хотелось бы добавить.
    1. У меня, например, не возникает сложностей в построении аккордов, но я абсолютно не умею их применять так же изящно, как в примерах. Хотелось бы на эти моменты побольше пролить света.
    2. Действительно, клавиатура на всем протяжении урока не помешает. Тем, кто не имеет муз.образования записи на нотном стане не запоминаются ибо непонятны. А так будет устанавливаться связь с нотным станом и непосредственно клавиатурой.
    3. Соглашусь, так же, что и пиано-ролл был бы не лишним. Опять же, еще один шанс зацепить информацию в памяти в уже знакомой системе. Приобретал, например, курс с анализом песен. Оооочень тяжело разбираться, ибо ноты читать умею плохо. С пиано роллом это было бы усвоено мгновенно. А так, я уже второй месяц их разгребаю.

    Денис Чуфаров Reply:

    Все по делую единственное — не представляю как можно песни в пиано ролл забить. Партитура просто не читаема будет. С другой стороны я думаю, что разгрызая курс Вы уже научились ноты читать. или нет?)

  24. Согласен, возможно тут придётся повозиться с отделением партий разных рук. Но вот такой пример как абба вполне бы смотрелся в одном пиано ролле. В общем это в голове оно так хочется, возможно, на практике и неудобно будет.
    Ноты так не выучу я точно, потому что доверяю тому, что говорите. То есть там же идет пояснение: «вот тут, смотрите, соль бемоль» и я верю просто ж на слово, не проверяю она это или нет)

    Денис Чуфаров Reply:

    ахахах) ну это хорошо, что доверяете :) но ноты надо все равно осваивать

  25. Очень здорово. Я самоучка и долго систематизировал подобные знания в тетрадке из массы информации. Было бы отлично, если бы все новые уроки приходили в рассылку

    Спасибо

  26. Дуже важко розбирати трезвучия, і яким образом їх можна положити на гриф гитари! Побільше практичних розборів і як пристосовувати до табулатури!

  27. Урок сам по себе интересный, не хватает системности. Я бы не поняла, как строятся аккорды, и зачем они вообще нужны.
    Предложение следующее: давать краткий обзор классической гармонии ВНАЧАЛЕ, но, чтобы не уходить от практики, сразу же подкреплять это примерами.
    И было бы неплохо проработать познавательную цель каждого урока, очень муторно слушать.
    У меня всё.

  28. Денис, приветствую!
    Ваше желание создать курс «от практики к теории» для начинающих осваивать законы музыки похвально. Однако, стиль изложения материала подаётся, как бы не для начинающих. Мне кажется, что в Вашем изложении нет ответов на вопросы: почему именно так? зачем это нужно? как формулируется закон или правило? как обойтись без музыкального редактора,которым Вы пользуетесь? Есть ли альтернатива изложенному?
    Любой начинающий познавать новое ищет ответы на подобные вопросы и этим осваивает новое.

  29. Здравствуйте, Денис!
    В дополнение к прошлому комментарию, хочу добавить, что я не музыкант, а инженер, но самостоятельно изучил теорию строения музыки по учебникам, выпускаемым для муз.школ, муз.училищ и консерваторий. Поэтому я хорошо представляю точку зрения технаря — «Чайника в теории музыки». Желая помочь таким же, как я любителям, я изложил свой опыт музыкального образования с точки зрения технического мировоззрения в цикле бесед о музыке «Очаровательный Квинтовый Круг». Возможно, Вы и Ваши ученики смогут найти в этих беседах крупицы полезного для себя. Ссылка на страницу в Живом Журнале val_smit.livejournal.com
    Моё мнение о порядке становления музыкального творчества — это предварительное освоение принципов классики, а затем, освоение отклонений современной музыки от классического фундамента. Как я понимаю, Вы сами проходите по этому пути. Желаю успехов в этом нелёгком деле!

  30. Не понравилось. Если бы я не был в теме, я не понял бы, что происходит и зачем все это. Сначала не помешает выучить ноты, интервалы и знаки альтерации. И еще трезвучия с обращениями.
    Язык учат с букв, а не наоборот!
    Не вижу смысла переписывать теорию. Она существует давно и не дает сбоев. Дополнить да, можно и нужно. Но какой смысл пытаться объяснить человеку основы аранжировки и гармонии, когда он еще в интервалах путается или даже нот не знает? :)

  31. Чтоб освоить элементарную теорию музыки достаточно несколько дней и помощь знающего человека. Каких лет? Кто- то писал, что теорию несколько лет учат… Ничего подобного! Гармонию да. Но это уже почти практика. А несколько лет в школе учат потому, что детишкам еще поиграть надо. Живой и интересный урок это задача преподавателя, а не программы.

  32. Привет Денис,я тот самый дремучий чайник,для которого,видимо,ты и создаешь свои уроки.Тебе наверное трудно это представить,но сам вид нотного стана ввергает меня в пучину ужаса и тоски.И не смотря на это, я действительно очень хочу знать все это и свободно оперировать этой информацией.Не зная с чего начать,я подписался для начала на твой курс «Мастер гармонии».Господь всемогущий!По пять-шесть раз мне приходиться пересматривать каждый урок,что бы понять хоть что нибудь.Хорошо,что хоть желание это сделать очень действительно есть.Не то что бы я такой тормоз,я действительно уже вижу в тебе профессионала занимающегося всем этим с детства.То есть человека,который просто не в состоянии представить себе того,как это можно не знать элементарных вещей.
    Но я действительно НЕ ЗНАЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ВЕЩЕЙ.
    ПОЩАДИ МЕНЯ!
    Хотя теперь,просмотрев несколько уроков,высосав литр валерианки и сломав половину головы-начинаю понемногу разбираться.
    Вот поэтому этот урок мне понравился намного больше,чем любой из»Мастера Гармонии».
    С чувсвом,с толком с расстановкой.Спокойный размеренный тон. Чщательно рассмотрено почти каждое движение курсора по экрану.Хорошо,конечно,что ты не видел выражение искаженного напряжением моего лица в момент просмотра.Важно то,что после нескольких»Мастеров гармонии»я понял этот урок почти сразу.
    Я тут подписался еще на один твой курс-«Создание Музыки»,еще не видел ни одного урока,реально,очень надеюсь,что записаны они в том же ритме что и этот твой урок.
    Иначе,чувствую,мне грозит эпилепсия.
    С уважением,твой Дремучий Чайник.

  33. Денис в каждом видео мы слышим твою любимую фразу — но об этом мы поговорим позже. Видео заканчивается спустя некоторое время. А где ссылка на это позже?

    Денис Чуфаров Reply:

    Если говорить об этом конкретном видео то продолжение и начало здесь http://study-music.ru/1/

Добавить комментарий