Типы развития музыкального материала (часть 2)

Продолжаем изучать основные понятия касающиеся, музыкальной формы. В прошлой статье я обозначил три основных типа развития музыкального тематизма. Сегодня рассмотрим каждый из этих типов развития более детально.

Для начала я напомню, что можно выделить 3 основных типа развития музыкального тематизма:

1. Экспозиционное

2. Продолженное

3. Разработочное

Экспозиционное развитие также часто называют просто изложением. Здесь возникает небольшое недоразумение, которого следует коснуться.

Обычно изложение материала и его развитие рассматривают, как противоположные понятия. Однако любое изложение музыкального материала обязательно содержит также и развитие – поэтому разделение данных понятий достаточно условное, и с опытом Вы легко сможете различать изложение материала от других видов его развития.

Экспозиционное развитие – это первоначальный показ музыкального материала.

Характерные особенности экспозиционного материала: сдержанность, более экономное использование выразительных средств, в отличие от других типов развития. Экспозиционное развитие встречается не только в первом, но и в последующих показах темы. В качестве экспозиционного материала чаще всего используется мелодическая линия. Это характерно для классической музыки. Однако понятие экспозиционного развития не идентично понятию тематизма (об этом я расскажу в отдельной статье). Экспозиционное развитие может быть представлено в виде аккордов или арпеджио. Также это может быть рифф, что характерно для рок-музыки. Однако в современной танцевальной музыке также в качестве экспозиции очень часто используются остинатные фигуры, изложенные, например, в басовом голосе. Очень редко, но все же можно найти образцы экспозиционного развития, представленные в виде фоновой фактуры (pad).

Продолженным называется такое развитие музыкального материала, которое создает у слушателя ощущение дальнейшего высказывания. Ранее изложенная мысль в продолженном развитии уже подвергается некоторым преобразованиям. Если продолженное развитие близко экспозиционному материалу, то его называют переизложением. Переизложение может следовать сразу же за основным материалом или появляться в моментах повторения материала. Довольно редко встречается продолженное изложение в разработочных разделах формы.

Кроме того, продолженное изложение может более глубоко развивать музыкальную мысль, не теряя связь с первоначальной темой.

Разработочное развитие

В данном типе развития основная тема подвергается значительным преобразованиям, которые могут очень сильно изменять ее изначальную структуру. Иногда разработка материала настолько сложна, что очень сложно в полученном материале увидеть основную тему. К разработочному типу развития отчасти можно отнести и джазовые импровизации на заданную тему.

Об основных приемах разработочного развития я уже упоминал:

  • Дробление и вычленение мелодических оборотов
  • Секвенционное развитие (более сжатое, чем в других видах развития)
  • Модуляционные повторы темы
  • Перекличка тем
  • Имитационное проведение
  • Полифоническое усложнение темы

Разработочное развитие легче всего распознается на слух, как наиболее характерное. В целом оно характерно для разработок сонатной формы, но также довольно часто встречается в кодах и разного рода сольных эпизодах рок-, джаз-музыки.

Экспозиционный и продолженный тип развития сложнее идентифицировать, так как они могут быть очень похожи. Также композитор может начать произведение с продолженного развития темы, а затем показать ее в первоначальном виде.

Кроме того, типы развития могут сочетаться и проникать один в другой. Например, рок-соло на основной рифф песни – сочетание экспозиционного типа развития и разработочного.

»crosslinked«

One thought on “Типы развития музыкального материала (часть 2)

Добавить комментарий