Уроки импровизации — Трансформация блюзовой гаммы

Блюз один из неиссякаемых источников вдохновения для музыкантов всех направлений. Одной из причин этого является невероятная гибкость блюзовых модусов.

Обычно самое первое, что учится играть джазмен или блюзмен – это минорная пентатоника(хотя это и не совсем верное название, мы его будем применять для различий двух основных видов пентатоники).

Пентатоника – наиболее распространённый лад во множестве культур и наверное один из самых древних.

Пентатоника входит в группу т.н. ангемитонных ладов, что означает отсутствие полутонов.

Еще одно из распространённых определений пентатоники – лад, ноты которого можно расположить по чистым квинтам. Поэтому кроме отсутствия полутонов для пентатоники характерно отсутствие тритонов.

Если сравнивать с известными всем ладами мажора и минора, то в мажорной пентатонике пропущены 4 и 7 ступени, а в минорной  2 и 6.

Пример 1

blues scale

Однако пентатоника сама по себе не имеет блюзового звучания.

Для блюза характерно альтерированное звучание и совмещение повышенной и пониженной ступени в одном ладу. Это следствие того, что в архаичном блюзе повсеместно встречались четвертьтоновые ноты, и для имитации этих нот пианисты использовали звучание двух соседних ступеней в трелях, что позже сформировало типичные блюзовые ходы.

В примере 1 Вы видите минорную мажорную пентатоники, следующая за ними минорная блюзовая с пониженной 5 ступенью, наверное, самая популярная гамма в мире. Она имеет характерное блюзовое звучание и одинаково хорошо звучит, как  на минорную гармонию, так и на мажорную.
Следующий лад — это мажорная блюзовая с пониженной третьей.

Этот лад имеет характерное кантри звучание. Однако важной особенностью лада является то, что это, по сути, обращение минорной блюзовой пентатоники F# и нотный состав у них идентичный (однако разный ступеневый).
Это 4 основных пентатонических звукоряда в блюзе.
Основой диатоники блюза является миксолидийский лад, поскольку он лучше всего подходит для обыгрывания доминантовых септаккордов.

Ну и конечно не забудем про эолийский лад, поскольку он содержит #7 ступень, которая незаменима при создание тяготений и напряжения.

Теперь начинается самое веселое:)

Начинаем мешать эти лады.

Как пример я написал гибридный лад: он совмещает в себе минорную и мажорную пентатоники, а также миксолидийский и эолийский.

Лады такого типа называются МИКСОДИАТОНИЧЕСКИМИ (от Mix смешивать).

Как Вы видите это практически хроматическая гамма без 2b и 6b.

Давайте найдем применение и этим ступеням.

2b= 9b, что позволяет добавить нам ее в уже смешанный звукоряд (обозначен как хроматика без 6).

И последний штрих.

6 степень с первого взгляда плохо вписывается в этот лад, поскольку не содержится ни в одном аккорде. Однако если позаимствовать джазовый принцип альтерации мы можем использовать ее как 5#, и тогда наш лад превращается в блюзовую хроматику (блюзовую потому что функции ступеней блюзовые, в джазе они несколько отличаются)

Таким путем мы от пентатоники пришли к хроматике.

Конечно очень большую роль здесь будет играть правильно использование нот и умение использовать ступени.

Послушайте примеры блюзовых хроматических фраз.2016-06-22_23-45-47

2016-06-22_23-50-47

Добавить комментарий