Уроки импровизации — Трансформация блюзовой гаммы

Уроки импровизации — Трансформация блюзовой гаммы

Блюз один из неиссякаемых источников вдохновения для музыкантов всех направлений. Одной из причин этого является невероятная гибкость блюзовых модусов.

Первое, что учится играть джазмен или блюзмен – это минорная пентатоника (хотя это и не совсем верное название, мы его будем применять для различий двух основных видов пентатоники).

Пентатоника – наиболее распространённый лад во множестве культур и наверное один из самых древних.

Она входит в группу т.н. ангемитонных ладов, что означает отсутствие полутонов.

Еще одно из распространённых определений пентатоники – лад, ноты которого можно расположить по чистым квинтам. Поэтому кроме отсутствия полутонов для пентатоники характерно отсутствие тритонов.

Если сравнивать с известными всем ладами мажора и минора, то в мажорной пентатонике пропущены 4 и 7 ступени, а в минорной  2 и 6.

blues scale

Пример 1

Однако пентатоника, сама по себе, не имеет блюзового звучания.

Для блюза характерно альтерированное звучание и совмещение повышенной и пониженной ступени в одном ладу. Это следствие того, что в архаичном блюзе повсеместно встречались четвертьтоновые ноты, и для имитации этих нот пианисты использовали звучание двух соседних ступеней в трелях, что позже сформировало типичные блюзовые ходы.

В примере 1 Вы видите минорную мажорную пентатоники, следующая за ними минорная блюзовая с пониженной 5 ступенью, наверное, самая популярная гамма в мире. Она имеет характерное блюзовое звучание и одинаково хорошо звучит, как  на минорную гармонию, так и на мажорную.
Следующий лад — это мажорная блюзовая с пониженной третьей.

Этот лад имеет характерное кантри звучание. Однако важной особенностью лада является то, что это, по сути, обращение минорной блюзовой пентатоники F# и нотный состав у них идентичный (однако разный ступеневый).
Это 4 основных пентатонических звукоряда в блюзе.
Основой диатоники блюза является миксолидийский лад, поскольку он лучше всего подходит для обыгрывания доминантовых септаккордов.

Ну и конечно не забудем про эолийский лад, поскольку он содержит #7 ступень, которая незаменима при создание тяготений и напряжения.

Теперь начинается самое веселое:) Начинаем мешать эти лады.

Как пример я написал гибридный лад: он совмещает в себе минорную и мажорную пентатоники, а также миксолидийский и эолийский.

Лады такого типа называются МИКСОДИАТОНИЧЕСКИМИ (от Mix смешивать).

Как Вы видите это практически хроматическая гамма без 2b и 6b.

Давайте найдем применение и этим ступеням.

2b= 9b, что позволяет добавить нам ее в уже смешанный звукоряд (обозначен как хроматика без 6).

И последний штрих.

6 степень с первого взгляда плохо вписывается в этот лад, поскольку не содержится ни в одном аккорде. Однако если позаимствовать джазовый принцип альтерации мы можем использовать ее как 5#, и тогда наш лад превращается в блюзовую хроматику (блюзовую потому что функции ступеней блюзовые, в джазе они несколько отличаются)

Таким путем мы от пентатоники пришли к хроматике.

Конечно очень большую роль здесь будет играть правильно использование нот и умение использовать ступени.

2016-06-22_23-45-47

Послушайте примеры блюзовых хроматических фраз.

2016-06-22_23-50-47

Добавить комментарий