Учимся определять аккорды на слух

Один из важных и сложных навыков, который необходим современному музыканту это умение быстро и четко определять аккорды на слух. Этот навык полезен не только для тех, кто аккомпанирует голосу на гитаре или фортепиано, но и композитору, который хочет быстро записывать музыку звучащую у него в голове, аранжировщику, автору песен, импровизатору — то есть практически всем.

Полноценное восприятие музыки с позиции профессионала также невозможно без понимания, того из каких гармонических ячеек состоит композиция.

Несмотря на это данный навык достаточно плохо развит у многих музыкантов, а любители чаще всего совсем не представляют, как заниматься развитием гармонического слуха.

В этой статье мы обсудим с вами практические приемы работы, которые позволят Вам в короткие сроки научиться слышать аккорды.

В первую очередь нужно определить 2 области, в которых работает гармонический слух.

1. Это теоретически-школьная или точная

В данном случае вы должны научится определять на слух не просто тип аккорда (мажор, минор и т.д), то и его обращение и звуковой состав. Объективно в современной музыке данный навык используется редко и развивается очень сложно.

2. Фонизм аккорда

Здесь Ваша задача состоит в том, чтобы научиться определять на слух только вид аккорда. Например, септаккорд, нонаккорд и т.д. Количество голосов или обращения здесь значения не имеют, так как мажорный аккорд в любом расположении и с любым количество голосов звучит, как мажорный.

Конечно есть аккорды, обращения которых звучат, как новые аккорды, что может вносить определенную путаницу, однако на первом этапе этими тонкостям можно пренебречь.

Итак, для вас важно сосредоточится на втором пункте.
С чего начать?

Здесь есть несколько схем:
1. Интервал + интервал

Освоенный на предыдущем этапе занятий навык по определению интервалов на слух можно с успехом использовать при развитии гармонического слуха. Здесь вам нужно научиться расслаивать аккорд на составляющие его интервалы, например большая терция + малая. Услышав большую терцию в составе аккорда в качестве основной вы запомните звучание мажорного трезвучия. Малая терция даст вам ощущение минорного и т.д.
Этот подход очень хорошо на начальном этапе, также как и следующий

2. От мелодии к гармонии

Используя этот метод, вы запоминаете звучание мелодической интонации из которой состоит аккорд. Например, доминантсептаккорд в виде арпеджио звучит в песне степь да степь кругом. Минорное трезвучие — подмосковные вечера и т.д.

Этот метод лучше использовать только в самом начале вашей практики, так как он по сути не способствует развитию гармонического слуха, а является своеобразным мостиком для перехода от ладового слуха к гармоническому.

3. Фонизм аккордов

Сложный в описании, но очень простой в освоении подход. Запоминание характерного звучания трезвучий.
В отличие от абстрактных мелодических движений или ритма, аккорды всегда звучат одинаково. Вы можете использовать известные песни или инструментальные произведения в качестве якоря.
Например, вспомните начало Show Must Go On и вы никогда не спутаете звучание минорного трезвучия с другими аккордами.
Или послушайте начало песни группы Сплин — Романс и вы запомните звучание уменьшенного септаккорда.
После вы можете формировать свои уникальные ассоциации для аккордов. Самое главное здесь помнить, что уровень освоения элементов определяется скоростью их определения, которая у профессионалов достигает 0,3-0,5 секунды.
То есть, как только аккорд прозвучал вы уже должны знать его название. Если вы думаете, сравниваете или сомневаетесь, значит навык развит не до конца.

»crosslinked«

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *