Уроки гармонии. Аккордовые последовательности

В русскоязычной теории музыки отсутствуют какие-либо внятные классификации и определения аккордовых последовательностей или, как их по другому называют, гармонические последовательности.

Как правило, они трактуются в рамках классической гармонии, что не всегда удобно для современного музыка, который играет или сочиняет поп, рок, джаз музыку.
Аккордовые последовательности — это универсальный инструмент для композитора, поскольку одни и те же последовательности используются в самых разных стилях.
И хотя знание гармонии несомненно необходимо, все же выучить основные последовательности можно и без него.
Итак, попробую ликвидировать очередной пробел в русском отделе музыкальной теории.
 Аккордовая последовательность — серия аккордов стремящаяся к определённому тональному центру, либо центральному аккорду (в тональной гармонии), либо кратная синтаксической структуре гармоническая ячейка, являющаяся основой для построения пьесы. Таким образом, последовательность может быть 2, 4, 8 тактовая и т.д. Последовательности очень тесно связаны с ритмом и  формой.

Отличительной чертой последовательности является повторяемость и определённого рода простота. Это отличает последовательность от обычного гармонического движения в классической музыке.

Она базируется на повторяемости аккордов, в противовес непрерывности гармонического движения в классике. Это главное отличие эстрадной музыки от академической.

По всей видимости, самое явление последовательностей возникло в народной музыке, где простота исполнения была очень важна.

Однако элементом стиля последовательности стали в джазе. При чем рэгтайм был основан больше на принципах классической гармонии, но стремился к простоте более поздних стилей.

По типу аккордовой последовательности можно иногда даже определить стиль музыки.

Немного о типах движения аккордов.

Существуют три базовых типа движения гармонии:

1. Кварто-квинтовое

2. Диатоническое

3. Хроматическое

На основе них образуются все остальные виды и подвиды движения гармонии.

Поскольку основой для построения аккордов является гамма, то и каждый аккорд  последовательности именуют цифрой соответствующей ступени, которая является его тоникой.

Таким образом, гармоническая последовательность может быть сыграна в любой тональности.

Нужно учитывать несколько правил для чтения аккордовых последовательностей.

При сохранении диатонической структуры аккорда указывается только римская цифра.

Например, цифра III для C мажора означает аккорд Em или Em7. Если же необходимо взять септаккорд, то указывается  смена класса (7 или x), например III7.

Можно выделить два вида аккордовых последовательностей:

1.Функциональные

Основаны на правилах магического круга функций. Таких кругов два: один для мажора,другой для минора

Любая функциональная последовательность соответствует этому кругу.

К таким последовательностям относятся:

I-IV-V-I

II-V-I

I-VI-IV-V

и другие.

2. Нефункциональные последовательности

К ним относятся и модальные, и  тонально секвенционные последовательности.

Как правило, такие последовательности не имеют четко выраженного разрешения доминанты  или субдоминанты в тонику, в них отсутствуют тональные тяготения. Следовательно нефункциональные последовательности имеют, как минимум два варианта тональности.

Характерная особенность таких последовательностей движение по секундам и терциям, а также квинтовые движения по часовой стрелке квинтового круга

Например, последовательность аккордов Am7- Hm7

Очень распространенная последовательность.

Изолированно от мелодии может быть интерпретирована, как последовательность дорийского A минора и тогда ее формула I- IIm7. Но также ее можно представить,как последовательность II-III по G мажору.

Нередко нефункциональные последовательности строятся на основе натуральных ладов.

Пример последовательности в миксолидийском G мажоре либо эолийский C:

G — Dm -Em -F

Аккордовые последовательности делятся на группы по количеству аккордов.

Наиболее простой с этой точки зрения будет двух аккордовая последовательность и популярный ее вид T-D.

Существует немало известных мелодий построенных на чередовании этих двух аккордов.

Естественно, что более распространены последовательности с большим числом аккордов (о них  в следующей статье).

Использование

Аккордовые последовательности основа многих стилей. Таких, как джаз, блюз, хэви-металл, так как гармония является основой этих стилей. Множество джазовых и рок композиций основаны на заимствовании аккордовой последовательности.

Это большой плюсом последовательностей, как композиционного инструмента. Их можно с чистой совестью заимствовать у любого исполнителя. Это, пожалуй, единственная часть музыки, не облагающаяся авторским правом (иначе все были бы должны денег Баху :))

Музыканту часто гораздо легче наиграть, напеть мелодию на аккорды, а потом доработать ее. Многие известные songwriters сочиняют песни именно так.

Это один из 4-х способов создания музыки. ( Подробнее здесь http://study-music.ru/sochineni-muzyki-poshagovyj-algoritm/)

Хотите верьте, хотите нет, но есть несколько музыкальных стилей в основе которых лежат всего две-три последовательности. В такой музыке, как правило, гармония не имеет существенного значения. Например, блюз, рок-н-ролл, панк, некоторые жанры EDM.

Приемы работы с последовательностями могут быть самыми различными.

Вот лишь некоторые из них: любой аккорд можно заменить на противоположный по звучания, минор на мажор и т.д., к любому аккорду можно добавлять надстройки, аккорды можно менять местами и заменять по правилу функции.

Предлагаю проделать такие пермутации с последовательностью T-S-D-T самостоятельно.

В следующей статье я дам подробное описание золотой библиотеки последовательностей на всей времена.

Узнать больше о последовательностях аккордов

Хрестоматия

»crosslinked«

18 thoughts on “Уроки гармонии. Аккордовые последовательности

  1. Спасибо за урок! вот вы писали что некоторые стили практически обходятся без гармонического движения… а какие стили? Электроника танцевальная наверное?)

  2. На самом деле не только электронная музыка.Там как раз встречаются хоть и простые, но все же последовательности.
    Некоторые из стилей которые я подразумевал — это фанк( очень часто может быть один аккорд),модальный джаз,некоторые разновидности металла( там основа чаще всего какой-нибудь рифф,а мелодика построена таким образом,что даже тональность можно только условно обозначить),также этническая музыка.

  3. А не могли бы вы пару примеров вписать, желательно из современной музыки, хочеться на слух ощутить, заранее зная что основа 1 — 2 аккорда)
    И еще это ведь принцип органного пункта?

  4. Поскольку следующая статья будет обзором на аккордовые последовательности,то в ней и сделаю отдельным пунктом аудио примеры 1-2 аккордовых песен.
    И спасибо за активное участие и идеи:)

  5. То есть в минорную тонику разрешается любая доминанта, а тоника — только в минорную.
    Тогда как может получиться из минорной тоники мажорная доминанта — только если минор тоники не натуральный?

    1. Ох и запутанно Вы все спрашиваете:) Если я Вас правильно понял то отвечаю — доминанта это понятие тональной музыки и она может быть только мажорной.минорная доминанта это отдельная функция — которая имеет свои правила применения.То есть даже если минор натуральный то доминанта все равно мажорная(D).А минорный аккорд V ступени это минорная доминанта(d)

  6. Я вот и понимаю о чём речь, но тяжело «переварить». По мне: Дайте мне конкретные аккордовые последовательности, чтобы я мог сверяться — не ушёл ли я с «пути». Без практики формулы — сухи!
    Но всё равно, спасибо! Узнал новенькое про МД и Д :))

  7. Здравствуйте Денис! Спасибо за науку.Я пишу песни уже лет десять и со всем тем о чем вы говорите я столкнулся.Музыкального образования не имею и жалею об этом.Но я против того что бы написание песен превращать в ремесло,это либо прет из тебя либо нет.Если тебе дано то ваши уроки будут полезны,но не всякий классный музыкант может написать что то свое еще и хитовое.И хотелось бы услышать ваш собственный хит.

  8. Можно спорить сколько угодно долго, но простая форма народной музыки обусловлена слабой грамотностью народа. Я бы сказал уровнем развития. Потому как давно известно, что основная часть населения земли, коих ~75%, слабо образована и имеет недостаточный уровень развития, для того, чтобы воспринимать и главное — понимать более сложную музыку. Именно этим обусловлено развитие народной музыки в рефреновом построении, в простой повторяющейся последовательности, а какой то особенной, другой, важности в этом нет. Такое, простое построение легко воспринимается и запоминается. Вот и всё. И как не крути, вся современная музыка, это просто та же — народная музыка. Только — современная. )

    Аналогия. Папуас увидев на простыне движущегося льва убежит с дикими воплями или бросит копьё. Человек за проектором показывает кино и знает весь съёмочный процесс, он не напрягается, а наслаждается фильмом.

    P.S. Чтобы никому не было обидно. Себя я отождествляю частью этих 75% )

  9. Спасибо Денис, хоть и сложновато немного, но вот про минорную доминанту в миноре я так понимаю это доминанта натурального минора, а мажорная — гармонического минора?

Добавить комментарий