Уроки гармонии. Аккордовые последовательности

В русскоязычной теории музыки отсутствуют какие-либо внятные классификации и определения аккордовых последовательностей или как их по другому называют гармоническая последовательность.

Как правило, они трактуются в рамках классической гармонии, что не всегда удобно, да и не всегда нужно.
Аккордовые последовательности - это универсальный инструмент для композитора, поскольку одни и те же последовательности используются в самых разных стилях.
И хотя знание гармонии несомненно необходимо, все же выучить основные последовательности можно и без него.
Итак, попробую ликвидировать очередной пробел в русском отделе музыкальной теории.
 Аккордовая последовательность - серия аккордов стремящаяся к определённому тональному центру, либо центральному аккорду( в тональной гармонии), либо кратная синтаксической структуре гармоническая ячейка являющаяся основой для построения пьесы. Таким образом последовательность может быть 2,4,8 тактовая и т.д. Последовательности очень тесно связаны с ритмом и  формой.

Однако отличительной чертой последовательности должна быть повторяемость и определённого рода простота. Это отличает последовательность от обычного гармонического движения в классической музыке.

Это главное отличие эстрадной музыки от академической. Она базируется на повторяемости аккордов, в противовес непрерывности гармонического движения в классике.

По всей видимости, самое явление последовательностей возникло в народной музыке, где  простота исполнения была очень важна.

Однако по настоящему элементом стиля последовательность стала в джазе. При чем рэгтайм был основан больше на принципах классической гармонии,но стремился к простоте более поздних стилей.

По типу аккордовой последовательности можно иногда даже определить стиль музыки.

Немного о типах движения аккордов.

Существуют три типа движения гармонии:

1. Кварто-квинтовое

2.Диатоническое

3.Хроматическое

На основе них образуются все остальные виды и подвиды движения гармонии.

Поскольку основой для построения аккордов является гамма, то и каждый аккорд  последовательности именуют цифрой соответствующей ступене, которая является его тоникой.

Таким образом, любая последовательность может быть сыграна в любой тональности.

Нужно учитывать несколько правил для чтения аккордовых последовательностей.

При сохранении диатонической структуры аккорда указывается только римская цифра.

Например,цифра III для C мажора означает аккорд Em или Em7. Если же необхожимо взять септаккорд, то указывается  смена класса( 7 или x), например III7.

Можно выделить два вида аккордовых последовательностей:

1.Функциональные

Основаны на правилах магического круга функций. Таких кругов два: один для мажора,другой для минора

Таким образом, любая функциональная последовательность соответствует этому кругу.

К таким последовательностям относятся:

I-IV-V-I

II-V-I

I-VI-IV-V

и другие.

2.Нефункциональные последовательности

К ним относятся и модальные, и  тонально секвенционные последовательности.

Как правило, такие последовательности не имеют четко выраженого разрешения доминанты  или субдоминанты в тонику,в них отстутствуют тональные тяготения. Следовательно нефункциональные последовательности имеют, как минимум два варианта тональности.

Например, последовательность аккордов Am7- Hm7

Очень распространенная последовательность.

Изолированно от мелодии может быть интерпретирована, как последовательность дорийского A минора и тогда ее формула I- IIm7. Но также ее можно представить,как последовательность II-III по G мажору.

Очень часто нефункциональные последовательности строятся на основе натуральных ладов.

Пример последовательности в миксолидийском G мажоре либо эолийский C:

G - Dm -Em -F

Очень часто аккордовые последовательности делятся на группы по количеству аккордов.

Наиболее простой с этой точки зрения будет двух аккордовая последовательность и популярный ее вид T-D.

Существует немало известных мелодий построенных на чередовании этих двух аккордов.

Естественно, что более распространены последовательности с большим числом аккордов (о них  в следующей статье).

Использование

Аккордовые последовательности основа многих стилей. Таких, как джаз, блюз, хэви-металл. Эти стили основаны более всего на аккордах. Известно много пьес, которые были основаны на заимствовании аккордовой последовательности.

Другим большим плюсом последовательностей является то, что их можно с чистой совестью заимствовать у любого исполнителя. Это, пожалуй, единственная часть музыки ,не облагающаяся авторским правом (иначе все были бы должны денег Баху :) )

Многим гораздо легче наиграть,напеть мелодию на аккорды, а потом доработать ее. Многие известные songwriters сочиняют песни именно так.

Это один из 4х способов композиции.

Хотите верьте, хотите нет, но есть несколько музыкальных стилей в основе которых лежат всего две-три последовательности. В такой музыке, как правило, гармония не имеет существенного значения.

Приемы работы с последовательностями могут быть самыми различными.

Вот лишь некоторые из них: любой аккорд можно заменить на противоположный по звучания, минор на мажор и т.д., к любому аккорду можно добавлять надстройки, аккорды можно менять местами и заменять по правилу функции.

Предлагаю проделать такие пермутации с последовательностью T-S-D-T самостоятельно.

В следующей статье я дам подробное описание золотой библиотеки последовательностей на всей времена.

Узнать больше о последовательностях аккордов

Хрестоматия

»crosslinked«

18 thoughts on “Уроки гармонии. Аккордовые последовательности

  1. Спасибо за урок! вот вы писали что некоторые стили практически обходятся без гармонического движения… а какие стили? Электроника танцевальная наверное?)

  2. На самом деле не только электронная музыка.Там как раз встречаются хоть и простые, но все же последовательности.
    Некоторые из стилей которые я подразумевал — это фанк( очень часто может быть один аккорд),модальный джаз,некоторые разновидности металла( там основа чаще всего какой-нибудь рифф,а мелодика построена таким образом,что даже тональность можно только условно обозначить),также этническая музыка.

  3. А не могли бы вы пару примеров вписать, желательно из современной музыки, хочеться на слух ощутить, заранее зная что основа 1 — 2 аккорда)
    И еще это ведь принцип органного пункта?

  4. Поскольку следующая статья будет обзором на аккордовые последовательности,то в ней и сделаю отдельным пунктом аудио примеры 1-2 аккордовых песен.
    И спасибо за активное участие и идеи :)

  5. То есть в минорную тонику разрешается любая доминанта, а тоника — только в минорную.
    Тогда как может получиться из минорной тоники мажорная доминанта — только если минор тоники не натуральный?

    Денис Чуфаров Reply:

    Ох и запутанно Вы все спрашиваете :) Если я Вас правильно понял то отвечаю — доминанта это понятие тональной музыки и она может быть только мажорной.минорная доминанта это отдельная функция — которая имеет свои правила применения.То есть даже если минор натуральный то доминанта все равно мажорная(D).А минорный аккорд V ступени это минорная доминанта(d)

  6. Я вот и понимаю о чём речь, но тяжело «переварить». По мне: Дайте мне конкретные аккордовые последовательности, чтобы я мог сверяться — не ушёл ли я с «пути». Без практики формулы — сухи!
    Но всё равно, спасибо! Узнал новенькое про МД и Д :) )

  7. Здравствуйте Денис! Спасибо за науку.Я пишу песни уже лет десять и со всем тем о чем вы говорите я столкнулся.Музыкального образования не имею и жалею об этом.Но я против того что бы написание песен превращать в ремесло,это либо прет из тебя либо нет.Если тебе дано то ваши уроки будут полезны,но не всякий классный музыкант может написать что то свое еще и хитовое.И хотелось бы услышать ваш собственный хит.

  8. Можно спорить сколько угодно долго, но простая форма народной музыки обусловлена слабой грамотностью народа. Я бы сказал уровнем развития. Потому как давно известно, что основная часть населения земли, коих ~75%, слабо образована и имеет недостаточный уровень развития, для того, чтобы воспринимать и главное — понимать более сложную музыку. Именно этим обусловлено развитие народной музыки в рефреновом построении, в простой повторяющейся последовательности, а какой то особенной, другой, важности в этом нет. Такое, простое построение легко воспринимается и запоминается. Вот и всё. И как не крути, вся современная музыка, это просто та же — народная музыка. Только — современная. )

    Аналогия. Папуас увидев на простыне движущегося льва убежит с дикими воплями или бросит копьё. Человек за проектором показывает кино и знает весь съёмочный процесс, он не напрягается, а наслаждается фильмом.

    P.S. Чтобы никому не было обидно. Себя я отождествляю частью этих 75% )

  9. «Хит в студию» — прошу об этом уже больше полугода, а хита нет. а есть только курс «как написать хит»

  10. можно несколько конкретных аккордовых последовательностей, которые наиболее употребимы в современной музыке

  11. Спасибо Денис, хоть и сложновато немного, но вот про минорную доминанту в миноре я так понимаю это доминанта натурального минора, а мажорная — гармонического минора?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *