[Уроки полифонии] — Базовые принципы написания Cantus Firmus

Приветствую вас!

Много раз ко мне поступали просьбы сделать курс или серию статей по полифонии в современной музыке.

Тема конечно достаточно сомнительная в плане своей востребованности, но с другой стороны очень интересная для тех, кто серьезно занимается музыкой.

Эта статья и следующие за ней будут посвящены азам и базовым принципам работы с контрапунктом. В зависимости от вашей активности будет создан (или не создан) полноценный тренинг по освоению полифонии в современной музыке.

Итак, поехали.

Если вы откроете любой учебник по полифонии, то узнаете, что во времена зарождения полифонии большинство композиторов использовали для создания своих произведений готовые мелодии Cantus Firmus ( по англ. fixed song).
В качестве cantus firmus использовались различные источники, чаще всего известные мелодии.
На основе большинства таких мелодий появились законы так называемого строго стиля.

Данные законы считаются важнейшими для освоения композитором не только полифонии, но и законов мелодики в целом.

Я решил привести здесь эти законы для того, чтобы вы вспомнили их если уже знали, либо изучили их и попробовали написать собственный кантус фирмус.

Умение писать мелодии по законам cantus firmus это важный навык, который позволяет освоить техническую сторону полифонического письма.

Итак, свод рекомендаций по написанию Cantus Firmus ( на основе принципов Gordon Delamont):

1. Длина мелодии от 8 до 16 тактов

Здесь устанавливаются рамки для формы, которая не превышает период, что для мелодии, типа кантус фирмус приемлемо, так как далее можно использовать приемы полифонической работы с темой.

2. Начинается и заканчивается на тонике лада ( либо на медианте)

Здесь думаю все понятно. Единственное отличие в том, что в строгом стиле окончание на тонике обязательно, а у Gordon дается допущение для окончания на тонике.

3. Любой скачок меньше октавы должен быть уравновешен движением в обратном направлении ( исключения ниже)
Октавный скачок не должен быть преувеличен и после него следует движение в обратном направлении.
Скачок на септиму разрешается в октаву либо в сексту в зависимости от лада.
Следует избегать уменьшенных и особенно увеличенных интервалов. Среди уменьшенных используется тритон и движение к 7 ступени гармонического минора.

Это базовые принципы для классической мелодии — принцип заполнения скачка, сохранение тяготений лада, запрет на «восточное» звучание увеличенных интервалов.

4. Когда движение на 2 интервала в одном направлении дает диссонантый интервал его следует разрешить.

Так как в полифонических мелодиях основное внимание сосредоточено на вертикальном движении, то диссонансы в скрытом двухголосии также должны разрешаться.

5. Не используйте движения превышающие октаву.
Здесь имеется ввиду не диапазон мелодии, а максимальный диапазон скачка.

6. Избегайте повторения самого высокого звука мелодии
Избегайте использовать в качестве высшей точки тона с ярко выраженным тяготением вверх ( например, leading tones)
отличный выбор это ноты с тяготением вниз — типа субдоминанты, нижней медианты в миноре, или второй ступени.
7. Избегайте повторения самого нижнего тона в мелодии
8. Если это возможно избегайте использования поворотного тона
Поворотный тон — нота после которой мелодия меняет направление движения или нота от которой делается скачок.
9. Избегайте использования одной и той же ноты множество раз на протяжении cantus firmus
10. Избегайте арпеджио трезвучий и доминантсептаккорда
Таки движения создают явно тональное звучание, что противоречит принципам полифонии строго письма и затрудняет написание второго голоса
11. Избегайте повторения паттернов ( буквальных и секвенцированных)
Как правило, это касается 3 и более нотных фрагментов мелодии.
12. Очень редко можно использовать повторение одной ноты, но не более 2х раз подряд
13. Помните, что линия должна состоят преимущественно из поступенного движения, а скачки используются только для нарушения монотонности.

14. Стандартные каденции для СF

»crosslinked«

14 thoughts on “[Уроки полифонии] — Базовые принципы написания Cantus Firmus

  1. Как это может быть не интересно?? И ещё.. Полифония,как в миксе,или как в инструменте? Разные темы,согласитесь. Тем не менее и одна,и другая имеют интерес..

  2. P.S.Добавить бы кнопочку «редактировать».. Я не сразу узрел непосредственно статью..Принял за опрос. Прошу простить,но Свои пожелания оставляю в силе.

  3. Ну наконец-то! Я то уже заждался:)
    Упрямо прорабатываю эту тему сам, по учебникам, но многое остается недопонятым. Да и проверить правильность понимания некому.

  4. Статья, которая очень интересна. Думал задания курсов по сочинению мастерской и мелодий мне подойдут, но они оказались слишком строгими и похожими. Играю на фортепиано 4 года, спустя 2 месяца занятий на скрипке начал изучать полифонию баха для скрипки соло, надеюсь когда выучу много прекрасных произведений появятся хорошие любопытные идеи для сочинения с душой) Спасибо за статью. Надеюсь, на android версии курсов.

  5. dadra :да.но следует понять как это в контексте используется.через некоторое продолжение мелодии он уже не становится поворотным тоном.и в мелодии их я понял может быть несколько

Добавить комментарий