Уроки сольфеджио — Гармонический слух

Начинаю новую серию статей по развитию слуха, надеюсь что она будет Вам полезна. А также не забывайте заказывать материалы и предлагать свои идеи.

В этой статье я хотел бы обсудить проблему развития гармонического слуха, а также некоторые особенности его развития в контексте современной музыки.

Что такое гармонический слух?

Казалось бы из названия понятно, что это слух который может определять и воспроизводить гармонию на слух.

Однако если углубиться в суть предмета, то можно заметить, что гармонический слух также, как и большинство остальных разновидностей музыкального слуха предполагаете взаимодействие с другими видами.

Например, с мелодическим и тембровым.

Объясню подробнее.

Мелодический слух необходим потому что очень часто гармония может быть изложена в виде арпеджио, а технчески это мелодическая линия.

В музыке практически всегда используется несколько инструментов играющих гармонию. Для неопытного музыканта бывает порой очень сложно определить гармонию именно по причине наличия нескольких тембров.

В классическом курсе гармонии развитие гармонического слуха предполагает написание 4х-голосных диктантов, а также определение аккордовых последовательностей на слух. При этом последовательности должны быть записаны максимально точно — с указанием обращений аккордов и т.д.

Для большинства современных музыкантов актуально иметь более простой вид музыкально-гармонического слуха.

Это определение аккордов на слух и последовательностей.

Здесь можно выделить 2 вида реакции на звучание аккорда.

Во-первых, любой аккорд мы можем воспринимать вне тонального контекста.

В данном случае мы просто воспринимаем фонизм аккорда — например, мажор, минор, увеличенное трезвучие и т.д

При этом на начальном этапе развития гармонического слуха аккорды представляют собой для музыканта  как бы сложенные вместе интервалы. И даже одна из простейших методик определения аккордов на слух предполагает слушание интервалов терции и квинты, входящих в состав трезвучий.

Мы может отметить это как первый — простейший уровень восприятия аккордов. Подобно тому, как при обучении чтению мы сначала воспринимаем буквы (звуки), затем слоги (интервалы), затем слова (аккорды). На этом уровне реакция не достаточно быстрая так как необходимо выполнить несколько операций плюс подключить разум (посчитать интервалы, вспомнить состав аккордов).

Второй этап — это освоение фонизма аккорда. (Фонизм — краска (или характер) звучания аккорда самого по себе, независимо от его тонально-функционального значения)

Это уже более развитый слух, который воспринимает аккорд, как определенный оттенок или цвет, образ, слуховое воспоминание. Вспомните начало песни Show Must Go On и вы никогда не забудете звучание минорного трезвучия. Или окончания песен Высоцкого на аккорде m6 позволяет запомнить этот аккорд мгновенно.

Кроме того, каждый аккорд может восприниматься музыкантом не только как отдельный элемент (фонизм аккорда), но и в контексте лада.

То есть здесь уже важен не сам аккорд, а его окружение. Здесь на первое место выступает функциональный слух. Умение определить тонику, субдоминанту, доминанту — а затем и вид аккорда.

Для «снятия» гармонической последовательности второй вид слуха несомненно важен, однако если вы столкнетесь с неизвестными для вас аккордами или сложными прогрессиями, то вам не обойтись без определения аккорда по его фонизму.

Главное же различие по сравнению с классической школой в том, что сегодня для большинства музыкантов важно понять какие аккорды используются в прогрессии, а расположение и обращения каждый музыкант может выбрать на свое усмотрение.

Это можно назвать первым этапом развития гармонического слуха.

В следующей статье я дам несколько упражнений, которые позволят вам развить некоторые навыки гармонического слуха.

»crosslinked«

Добавить комментарий