• Корзина пуста.

Вертикаль и горизонталь в музыке или 2 типа мышления

Сегодня я хотел бы поговорить о базовых концепциях мышления, которые можно встретить в современной музыке и которые непосредственно участвуют в любом процессе создания музыки.

Первая из этих концепций — горизонтальное мышление. Движение по горизонтали это прежде всего модальная музыка, строгое письмо. Так же горизонталь является основой для народной музыки — например, Индийской, Арабской и т.д

Вторая — вертикальное. Оно встречается как в, так и в роке, блюзе, джазе. Данная концепция отлично работает как в композиции, так и в анализе и импровизации.

Сразу стоит заметить, что каждая из этих концепций представляет собой стройную и логичную систему. При это нельзя сказать, что одно мышление лучше другого. Задача любого музыканта понять различия и сходства между этими системами, и научиться использовать их для реализации своих музыкальных идей.

Начнем с вертикального мышления.

Вертикальное мышление наиболее привычно для западного музыканта. Для него характерны следующие черты:

прежде всего внимание уделяется сочетанию звуков друг с другом, то есть это интервалы, аккорды и т.д.

Образно это можно описать как раскадровку музыки. Мы знаем, что любой фильм это чередование кадров с частотой 25 в секунду. Также и в музыку можно представить как чередование созвучий, например с частотой 4/4 или 7/8 или 16/16.

Конечно мы понимаем, что горизонталь и вертикаль присутствуют в любом многоголосном произведении. Здесь важен сам процесс мышления.

Музыкант опирающийся на горизонталь исходит чаще всего из структуры аккордов, законов гармонии, тональных движений и т.д.

Любую пьесу основанную на вертикальном мышлении можно записать как мелодию с аккордами. Для современной горизонтальной музыки также большое значение будет иметь грув, как ритмически связывающий элемент.

Пример аранжировки струнного квартета в вертикальном мышлении


Example1

Как вы можете заметить все голоса за исключением мелодии двигаются в одном ритме и играют аккордовые тона. Их задача здесь создавать гармонический фундамент и не мешать мелодии. Это фундаментальный принцип гомофонно-гармонического склада.

Также обратите внимание на запись аккордов. Это наиболее популярный вариант в современной музыке, когда любой музыкант может взять партитуру и сразу же сыграть импровизированную партию в характерном стиле.

Также в современной музыке в таких аранжировках сплошь и рядом встречаются нарушения законом голосоведения, что не характерно для горизонтального мышления.

С другой стороны горизонтальное мышление предполагает концентрацию на движении каждого голоса без особой их согласованности по вертикали. Как правило, здесь используются лад как единая основа, но это не является обязательным условием.

Главное здесь это мелодичность каждого голоса и сохранение базовых закономерностей мелодики.

Пример аранжировки квартета на тот же верхний голос:

2015-06-28 17-04-00 SONAR 8.5 Producer - [Qu - Staff - Multiple tracks]

Здесь Вы можете заметить:

  • ритмическое разнообразие партий
  • самостоятельность голосов
  • отсутствие однозначной гармонии

При желании к этим голосам можно добавить несколько различных вариантов гармонического сопровождения.

Важные различия в подходе к гармонии состоят в том, что в горизональном мышлении не важен звуковой состав образующихся созвучий, а большее внимание уделяется сохранению баланса между консонантностью и диссонантностью. По этой причине соблюдение норм голосоведения является более важным чем при вертикальном мышлении.

В роке горизональное мышление очень проявляется в так называемой полифонии остинатных линий, композиционном приеме, которые построен на неслаивании независимых линий риффового характера в одной фактуре.

Попробуйте на слух отличать горизонтальный и вертикальный подход, а также использовать в вашем творчестве.

17.03.2020

5 комментарий (-ев) к статье "Вертикаль и горизонталь в музыке или 2 типа мышления"

  1. Спасибо, Денис, я Вас часто беспощадно критиковал, но этот материал выше похвал 🙂

  2. Горизонтальный сразу с симфонической музыкой ассоциируется. Кстати, а кто придумал разделение мышления подобным образом?

  3. Интересный материал, но как-то сумбурно что ли изложено. Для меня не совсем понятно, но буду разбираться.

  4. Где-то читал высказывание педагога классической музыки, что для композитора равно важны одновременно оба типа мышления. Что, мол, полно специалистов с односторонней полнотой флюса 🙂

  5. Под такую классификацию я подвожу “попсу” и “рок” Попса – это вертикальное мышление, а рок – мышление рифами. Именно по этому Майкла Джексона я считаю роковым музыкантом, а Металлику и прочие “дждждж”- попсой. (особенно послденюю)

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture