Виды тематического развития

Виды тематического развития

Как известно, современная музыка в большинстве своем основана на тематизме. И это легко объяснить.

Наличие темы позволяет управлять вниманием и восприятием слушателя. Композитор при работе с темой всегда легко может контролировать протяженность формы и сохранять необходимый баланс.

Как Вы понимаете, процесс создания музыки невозможен без четкого понимания способов работы с тематизмом. Поэтому я хотел бы затронуть в этой статье некоторые основные методы.

Итак, начать стоит с разграничения методов развития темы (мелодии) в зависимости от ее расположения в форме.

В классической музыке их разделяют на внутриэкспозиционные и послеэкспозиционные.

Как правило, при изложении темы используется довольно ограниченный круг приемов развития. Поскольку главная задача это наиболее рельефно показать музыкальную мысль и сцементировать ее по форме. Здесь мы встречаем приемы развития мотива, реже секвенции. Чаще всего в экспозиции развивается музыкальная интонация, на которой базируется мелодия-тема.

Послеэкспозиционные методы более глубокие и разнообразные, поскольку их задача обеспечивать разнообразие музыки не нарушая ее единства.

Другая 2х уровневая система о которой необходимо знать это деление развития на контрастное и однородное.

Однородное развитие не редко называют развертывающимся. Здесь можно провести аналогию с движением реки. Она огибает различные преграды, но в целом едина в своем потоке. Для такого типа развития характерно отсутствие контраста.

Один из самых популярных учебников по элементарной теории музыки принадлежит И.В. Способину. Он же и автор наиболее полной классификации способов тематического развития.
Их мы и рассмотрим, а я постараюсь показать как эти методы можно применить в современной музыкальной ситуации.

Способин выделяет 5 видов:
1. точное повторение
2. измененное повторение
3. мотивная разработка
4. производность тем
5. тематическое сцепление

Поскольку каждый из этих способов в свою очередь делиться еще на несколько подгрупп, то в этой статье я дам обзор каждого метода, а в следующий сделаю полный обзор каждого способа с подгруппами.

1. Точное повторение

Знаковый прием особенно в современной музыке. Является наиболее демократичным и близким к народу. Особенно в песенной форме, где 2ые куплеты и припевы очень часто являются буквальным повторением 1х.
2. Измененное повторение
Здесь существует огромное количество методов трансформации исходного материала без существенного изменения облика темы. Выделяют вариационность, вариантность, полифоническое развитие. Об этом в отдельной статье.
3. Мотивная разработка
Классический метод основанный на расчленении темы на простейшие элементы. Затем каждый из этих элементов-зерен обрабатывается с использованием различных приемов. В современной музыке этот прием проникает больше всего в аранжировку, побочные партии, контрапункты и реже в основную мелодическую линии. В оркестровой же музыке до сих пор является одним из базовых приемов.
4. Производность тем
Из одной темы вырастает другая подобная ей либо контрастная. Путем сложной обработки, например используя ритмическое увеличение можно получить новую тему. Также возможна производность на основе трансформации мотива. Более классический случай производности смена мажора на минор или наоборот.
5. Тематическое сцепление
Выделяют три виды комбинирование, модуляцию и контрастное сопоставление.
Как понятно из названия приема здесь в качестве ядра развития используются не мотивы, а целые темы, которые с помощью различных приемов трансформации буквально тусуются между собой как карты в колоде. Прием довольно сложные, но может успешно применяться в инструментально музыке и аранжировке.

Итак, это минимальные теоретические аспекты необходимые для освоения методов тематического развития.

В следующей статье начнем детальный разбор с примерами из практики.

»crosslinked«

4 thoughts on “Виды тематического развития

  1. Пожалуйста,меньше теории и больше примеров.Способина мы все в училище изучали.С уважением,Василий.

  2. Не все учились в музучилищах, поэтому коротенько можно и теорию подать. Тема важная и интересная.

  3. Был подписан на ваши курсы отписался
    слишком не удобно всё у вас примитивный способ
    сейчас учатся по видеокурсам с практикой
    А у вас только одна тиория темже самым способом можно научится по книги
    Вам нужно показовать все уроки в музыкальном редакторе нам нужна практика
    с полной версией написание трека или
    по уроку например написание мелодии и грува бас правильное построение композиции
    но в современной танцевальной аранжеровки
    вить большая часть аудитории курсы покупают молодёж
    Лично я бы не стал тратить деньги за тиорию и таких людей очень много
    всё у вас интересно и нужное но нет практики
    а бес практике не возможно обучится мастерству аранжеровки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *