• Корзина пуста.

Вступления и концовки песен

Привет!

Начинаю серию статей, которая будет посвящена одному из важных компонентов любой песни — форме. Мы рассмотрим функции каждой части и посмотрим, как они работают в популярной музыке.

Итак!

Дом начинается с прихожей, а песня…

А песня может начинаться, как угодно, но типовое начало это конечно же вступление или по другому интро (Intro).

Выделим основные виды вступлений:

1. Стандартное
2. Куплетно=припевное
3. Ложное

Прежде чем рассмотреть их, подробнее поговорим о функции вступления.

Во первых, в большинстве коммерческих хитов вступление короткое и главная его задача обозначить темп, характер, стиль, настроение + если песня начинается с мелодии припева или хука, зацепить внимание слушателя.
Очень сильно на характер вступления влияет направленность песни. Если это песня для радио, коммерческий синг — то однозначно вступление должно быть коротким.
Если это более мейнстримовая музыка или прог, то вступление может быть очень длинным.
Наиболее распространенной ошибкой является бесконечно повторение риффа или гармонической прогрессии. Как правило, слушателю хватает 2-4 раз для запоминания материала.

В живой музыке наиболее популярны гитарные вступления, барабанные, реже на клавишных и духовых. Особенно эффектно звучат вокальные вступления типа такого:

video
play-sharp-fill

Итак, под стандартным мы понимаем 4-8 тактовое вступление, которое соотносится с тональностью, темпом и настроением всей песни. Это может быть рифф

video
play-sharp-fill

Или прогрессия аккордов.

Из стандартного вступления вытекает припевно-куплетный тип вступления.
Это такой вид вступления, в котором часть песни полностью повторяется без вокала, либо песня начинается сразу с куплета или припева.

Припев без сопровождения

video
play-sharp-fill

3. Ложное вступление

Не соотноситься с остальной песней. Задача ложного вступления обмануть слушателя, создать диссонанс восприятия и уменьшить предсказуемость песни. При хорошем подходе это может быть отличный прием. Классический пример:

video
play-sharp-fill

Еще интересный вариант

video
play-sharp-fill

Здесь в начале звучит септима (нота A). Слух ждет, что тоника будет соответствовать этой ноте, но появляется аккорд Bb и сразу же идет куплет.

Также иногда встречает вид вступления пред-куплет (pre-verse) – это вариант длинного вступления, после которого идет куплет, но границы между ними намерено размыты композитором.

Еще вариант ложного вступления

video
play-sharp-fill

Теперь поговорим о вариантах коды (coda).

Самый популярный вариант — это угасающий припев. Как правило, песня затихает на повторениях припева с добавлением импровизации солиста (необязательно).
Удлиненные инструментальные коды также довольно популярны
Ноtel California яркий образец.

В песне Hey Jude кода длиннее песни!

video
play-sharp-fill

Ну и не забывайте о классике жанра — замена минора мажором и наоборот ( встречается реже) в конце песни.

19.06.2023

7 комментарий (-ев) к статье "Вступления и концовки песен"

  1. Форма песни – интересная тема. Можно сделать также заметки про предприпевы и бриджи – их часто упускают из виду, совершенно напрасно, как по мне)
    В песне coldplay – paradise Интро идет на материале бриджа, как потом оказывается, это – тоже хороший способ. Вообще вступление может использоваться не только как маркер темпа, настроения, стиля и тд (как артикль перед существительным в аналитическом языке), но и как способ заявить какой-то хук (мелодию, текст, ритм), который потом сыграет. Подобно тому, как в начало фильма вставляются кадры из финала.
    А значит, придумывать вступление лучше после того, как готовы идея, текст, мелодия и тд. Отсутствие вступления – мгновенное погружение, оно тоже может быть хорошим ходом, если грамотно использовать.

  2. Вступление и кода очень важны, “как запряжёшь, так и поедешь “, но многие и автор этого комментария тоже :), грешим небрежностью и не уделяем достаточного внимания этим важным моментам, началу и коде композиции.
    Я практически всегда обдумываю вступление, когда вся песня уже готова, потому что вступление, это, как призентация, оно должно, по моему мнению :), хоть коротко, хоть расширенно вместить в себя мысль песни, а кода должна поставить красивую точку.
    Спасибо, Денис, за эту тему, она призывает к организованности и ответственности, и за примеры приведённые в этой статье…, жаль, что у меня только не все ролики открываются по причине притензий организации GEMA 🙁

  3. Прошу прощения за грамматические ошибки, слова “презентация” и “претензия” пишутся через “Е” :).

  4. Спасибо за информацию, очень было интересно читать. Я когда сам сочиняю, стараюсь прорабатывать как куплеты и припевы, так и вступление и коду, так намного интереснее, т.е. в них своя мелодия. И это круто, хотя и необязательно. Спасибо за урок! 😀

  5. Спасибо! Но хотелось бы побольше про коду… совсем мало про неё тут… Для выступления с группой ещё можно забабахать соло импровизацию в конце, а вот с минусовкой это гораздо сложнее.. Пишу сейчас минус в блюзовом стиле для губной гармошки, и с кодой проблема возникла…

  6. Ждал и верил, что эта тема будет затронута. Свершилось!
    Это важная тема, жду продолжения. По первому уроку я пока на правильном пути.

  7. у меня никакое аудио не открылось к сожалению ((( было бы здорово в статью добавить название песни, чтобы можно было найти и послушать! а так статья интересная, спасибо большое ❤️

Добавить комментарий для Анатолий Галкин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture