Использование ладов народной музыки

 Во многих статьях и учебниках описывающих теорию ладов народной музыки  встречается много противоречивой информации,которая мешает пониманию и применению методов модальной импровизации на практике.

Эта статья направлена на разъяснение этих недоразумений,с целью дать более простой и практичный способ  освоения модальности.
Начнем с истории. Названия ладов, которые известны как народные ,пришли к нам из Древней Греции, однако сами лады появились только в средние века и использовались в григорианских хоралах. В 16в. монах Генрих Глареанус систематизируя церковные лады по ошибке назвал их древнегреческими.Важным в понимании ладов является то,что исторически они появились задолго до появления темперированного строя и оформления тональной системы,господствовавшей в западно-европейской музыке с XVII по XX века.По этой причине в этих ладах изначально отсутствовала верхняя тоника,лад писался только до 7 ступени,3 и 5 не несли тех функции,которые свойственны им в мажоре и миноре.Из этого следует,что такой каданс:
не возможен в натуральном ладу. 8 ступень в модальных системах мышления (Индия,Африка и т.д.) не является октавой к основной ступени лада,это новая ступень,функционирующая по своим правилам.Это дает идеи для экспериментирования в четверть-тоновой музыке. Таким образом, первое и важное правило:натуральные лады семиступенны.
Обычно объясняя строение ладов,приводят в сравнение мажорную и минорную гаммы.Однако такой подход приводит к тому,что музыканты воспринимают,к примеру А миксолидийский и D мажор как одинаковые гаммы,что абсолютно не верно,поскольку у тих ладов разные сферы гармонического и мелодического функционирования. Пример:

Чтобы научиться легко обращаться с ладами не нужно учить их как разновидности мажора и минора.Лучшим способом будет запомнить строение лада не так:1 2 3 4# 5 6 7(лидийский),а используя понятия тетрахорда(четырехступенный звукоряд в пределах кварты).Лады образуются с помощью комбинации тетрахордов разделенных полутоном или целым тоном. Для того чтобы выучить 7(и даже больше)ладов,нужно запомнить всего 4 тетрахорда:

формулы ладов:ионийский тетрахорд+ионийский= ионийский лад
лидийский+ионийский=лидийский лад
ионийский+дорийский=миксолидийский
дорийский + дорийский =дорийский лад
фригийский+фригийский=фригийский лад
дорийский+фригийский=эолийский лад
фригийский+лидийский=локрийский
Используя разные сочетания тетрахордов можно составлять и собственные лады.Изучая лады таким образом Вы избегаете ошибочного понимания ступеневого состава лада.Важно понимать,что в натуральных ладах все ступени натуральные(к примеру 4 ступень лидийского лада это не должна записываться как 4#)
Другая распространенная ошибка связана с ионийским и эолийский ладом.Иногда можно увидеть использование сочетания слов ионийский мажор,что противоречит определению натуральных ладов. Ионийский лад не равен мажору, эолийский не равен минору. Поскольку они состоят из одних и тех же нот бывает довольно трудно определить где мажор,а где ионийский. Как же определить ионийский лад? Первое на что следует обратить внимание это гармоническое сопровождение. Наличие модальной гармонии будет свидетельствовать о применении ионийского лада (например, если в гармонии звучит D7)
Наличие же ярко выраженной тональности(S-D-T) будет указателем на использование мажора.
Второе качество определяющее модальность мелодики это тяготения внутри лада. Как было сказано выше в натуральных ладах важна только первая ступень, в то время как III и V нет. Следовательно мелодически натуральный лад более свободен, однако нужно помнить что в нем будут отсутствовать кадансы характерные для мажора.

Модальная Гармония
Выстраивание модальной гармонии один из лучших способов понять взаимодействие ладов и усвоить их фонизм.Начните с соединения наиболее характерных аккордов лада(например для дорийского это септаккорд IV ступени,для фригийского мажор на II и минор на VII).
Можно также построить гармоническую последовательность проходящую через несколько ладов.
Поскольку при использовании в импровизации бывает довольно трудно показать весь лад,можно использовать характерные интервалы как способ выявления лада.Запомните эти интервалы и используйте для построения фраз:
Дорийский - секста
Фригийский - малая секунда вверх и большая вниз
Лидийский - увеличенная кварта
Миксолидийский - септима
Локрийский - тритон и малая секунда

Продолжение темы здесь

»crosslinked«

12 thoughts on “Использование ладов народной музыки

  1. Денис, я не придираюсь, просто заметил вешь, которая противоречит вашему высказыванию «Лады образуются с помощью комбинации тетрахордов разделенных целым тоном». Лидийский и фригийский разделены тетрахордами полутоном. Ведь так?

Добавить комментарий