Использование ладов народной музыки

Во многих статьях и учебниках описывающих теорию ладов народной музыки  встречается много противоречивой информации, которая мешает пониманию и применению методов модальной импровизации на практике.

Эта статья направлена на разъяснение этих недоразумений, с целью дать более простой и практичный способ  освоения модальности.
Начнем с истории.

Названия ладов, которые известны как народные, пришли к нам из Древней Греции, однако сами лады появились только в средние века и использовались в григорианских хоралах.

В 16в. монах Генрих Глареанус систематизируя церковные лады по ошибке назвал их древнегреческими.

Важным в понимании ладов является то, что исторически они появились задолго до появления темперированного строя и оформления тональной системы, господствовавшей в западно-европейской музыке с XVII по XX века.

По этой причине в этих ладах изначально отсутствовала верхняя тоника, лад писался только до 7 ступени, 3 и 5 не несли тех функции, которые свойственны им в мажоре и миноре. Из этого следует,что такой каданс:


характерен для мажоро-минорной системы, но не для модальной.

8 ступень в модальных системах мышления (Индия, Африка и т.д.) не является октавой к основной ступени лада, это новая ступень, функционирующая по своим правилам.

Это дает идеи для экспериментирования в четверть-тоновой музыке. Таким образом, первое и важное правило: натуральные лады семиступенны.
Обычно объясняя строение ладов, приводят в сравнение мажорную и минорную гаммы.

Однако такой подход приводит к тому, что музыканты воспринимают, к примеру А миксолидийский и D мажор как одинаковые гаммы, что абсолютно не верно, поскольку у тих ладов разные сферы гармонического и мелодического функционирования.

Пример:

Чтобы научиться легко обращаться с ладами не нужно учить их как разновидности мажора и минора.

Лучшим способом будет запомнить строение лада не так: 1 2 3 4# 5 6 7 (лидийский), а используя понятия тетрахорда (четырехступенный звукоряд в пределах кварты).

Лады образуются с помощью комбинации тетрахордов разделенных полутоном или целым тоном. Для того чтобы выучить 7 (и даже больше) ладов, нужно запомнить всего 4 тетрахорда:

формулы ладов:ионийский тетрахорд+ионийский= ионийский лад
лидийский+ионийский=лидийский лад
ионийский+дорийский=миксолидийский
дорийский + дорийский =дорийский лад
фригийский+фригийский=фригийский лад
дорийский+фригийский=эолийский лад
фригийский+лидийский=локрийский
Используя разные сочетания тетрахордов, можно составлять и собственные лады.

Изучая лады таким образом, Вы избегаете ошибочного понимания ступеневого состава лада. Важно понимать, что в натуральных ладах все ступени натуральные (к примеру 4 ступень лидийского лада не должна записываться как 4#)
Другая распространенная ошибка связана с ионийским и эолийский ладом: иногда можно увидеть использование сочетания слов ионийский мажор, что противоречит определению натуральных ладов.

Ионийский лад не равен мажору, эолийский не равен минору.

Поскольку они состоят из одних и тех же нот бывает довольно трудно определить где мажор, а где ионийский.

Как же определить ионийский лад?

Первое на что следует обратить внимание это гармоническое сопровождение. Наличие модальной гармонии будет свидетельствовать о применении ионийского лада (например, если в гармонии звучит D7)


Наличие же ярко выраженной тональности (S-D-T) будет указателем на использование мажора.
Второе качество определяющее модальность мелодики это тяготения внутри лада.

Как было сказано выше, в натуральных ладах важна только первая ступень, в то время как III и V нет. Следовательно мелодически натуральный лад более свободен, однако нужно помнить что в нем будут отсутствовать кадансы характерные для мажора.

Модальная Гармония
Выстраивание модальной гармонии один из лучших способов понять взаимодействие ладов и усвоить их фонизм.
Начните с соединения наиболее характерных аккордов лада (например для дорийского это септаккорд IV ступени, для фригийского мажор на II и минор на VII).
Можно также построить гармоническую последовательность проходящую через несколько ладов.
Поскольку при использовании ладов в импровизации бывает довольно трудно показать весь лад, то можно использовать характерные интервалы как способ выявления лада.
Запомните эти интервалы и используйте для построения фраз:
Дорийский — секста
Фригийский — малая секунда вверх и большая вниз
Лидийский — увеличенная кварта
Миксолидийский — септима
Локрийский — тритон и малая секунда

Продолжение темы здесь

»crosslinked«

12 thoughts on “Использование ладов народной музыки

  1. Денис, я не придираюсь, просто заметил вешь, которая противоречит вашему высказыванию «Лады образуются с помощью комбинации тетрахордов разделенных целым тоном». Лидийский и фригийский разделены тетрахордами полутоном. Ведь так?

Добавить комментарий