Японские гаммы

До этой статьи все обозреваемые мной гаммы и лады относились к категории общепринятых и наиболее распространенных. Однако можно выделить также в отдельную категорию лады, которые принято называть экзотическими.

Данные лады активно используются музыкантами стилей фьюжн, прогрессив металл и им подобных. Внутри экзотических ладов также можно выделить два подвида — это лады искусственного происхождения, которые являются результатом работы какого-либо конкретного композитора (например, целотонная гамма — гамма Глинки, уменьшенный лад — лад Римского-Корсакова и т.д.) и лады народного происхождения, которые перенесены в профессиональное творчество из фольклора. К таким ладам относятся разные балканские,обиходные лады, японские, китайские гаммы  и т.д.

Большое преимущество данной группы ладов, что их можно изучать на примере народных мелодий, в которых уже содержатся готовые интонации, которые можно смело заимствовать и использовать в своих импровизациях и творчестве.

Из современных артистов, использующих экзотические гаммы, можно в первую очередь выделить Марти Фридмана, который является автором видеошколы по экзотическим ладам, группу Dream Theater, Майкла Шэнкера,Uli John Roth и конечно же Mattias IA Eklundh.

Сегодня речь пойдет о разновидностях японской гаммы.

  1. Хирайоши (The Hirajoshi Scale)

По сути, все варианты японской гаммы представляют из себя условные пентатоники. Условной называется пентатоника, которая не соответствует базовому правилу пентатоники (построение лада по квинтам). Обычно условные пентатоники содержат малые секунды, которые, как мы знаем, в обычной пентатонике не встречаются.

Формула для гаммы хирайоши следующая: Т-П-2-П-2, где Т — означает тон, П-полутон, а 2 большую терцию или 2 тона.

Для лада от ноты A лад будет выглядеть таким образом:

Как видно из примера, данный лад похож на минорную гамму и может быть записан, как 1,2,b3,5,b6

Эта разновидность лада наиболее популярна и часто применяется в японских фолк мелодиях.

2. Hon Kumoi (хон кумои)

Полное название этой гаммы Hon Kumoi Shiouzhi.

В действительности слово shiouzhi является одним из названий японского народного инструмента кото, а наименования Hon, Kumoi варианты его настройки.

Лад Kumoi имеет следующую формулу П-2-Т-П-2

или нотами:

Обратите внимание на то, что это обращение лада хирайоши от 4 ступени. Формула лада 1, b2, 4, 5, b6

3. Iwato (По версии Слонимского Hirajōshi)

Это более экзотическая версия лада, однако она обладает особым японским звучанием.

Формула лада П-2-П-2-Т

Формула этого лада :1 -b2-4-b5-b7. Похоже на локрийский лад без терции и сексты. Характерно отсутствие терции.

4. Kumoi

Следующая разновидность лада хирайоши называется просто Kumoi или Real Kumoi (в отличии от Hon Kumoi).

В отличии от предыдущих ладов — эта версия лада имеет мажорное звучание и следующую формулу:

2-П-2-Т-П

Гамма имеет героическое,»самурайское звучание».Формула лада 1-3-4-6-7 (то есть он состоит из ступеней мажорной гаммы)

5. Chinese scale, Raga Amritavarsini (по версии Terry Burrows Hirajōshi)

Последний вид японской гаммы имеет следующую формулу  2-Т-П-2-П и, также как предыдущий лад, начинается с большой терции и имеет мажорное наклонение.

Ноты лада A-C#-D#-E-G#

Формула лада  1-3-#4-5-7 .Обратите внимание на наличие лидийской ступени,что заметно в характере звучания самого лада.

6. In Sen

Последний лад который мы рассмотрим, по структуре отличается от хирайоши и из него можно также извлечь еще 4 дополнительных лада (они не имеют названий).

Формула этого лада 1-2b-4-5-7b или П-2-Т-1/5Т-1.

Как видите здесь присутствует малая терция.

Получилась пентатоника с фригийским наклонением,которую можно использовать для обыгрывания доминантсептаккорда в миноре либо альтерированного в мажоре.

Итак, теперь Вам известны 6 японских ладов, которые являются пентатониками с минорным и мажорным наклонения. В импровизации их можно использовать для обыгрывания тех же аккордов,что и аккорды соответствующие гаммам (например, Сhise Scale можно использовать для обыгрывания maj аккордов или аккордов sus).

»crosslinked«

7 thoughts on “Японские гаммы

  1. Тут упущена одна важная деталь — это темперация. Ступени японской пентатоники обладают другими интервалами, следовательно нотная запись не верная. На равномерно-темперированных инструментах эти «гаммы» вообще сыграть невозможно.

  2. А каков должен быть строй, чтобы играть эти гаммы в чистом виде? Без темперации. Какие инструменты для этого используют? И можно ли например настроить таковым образом гитару? Если есть подобная информация, поделитесь пожалуйста, хотелось бы подробней углубиться в тему японского звучания.

Добавить комментарий