Японские гаммы

До этой статьи все обозреваемые мной гаммы  лады относились к категории общепринятых и наиболее распространенных.Однако можно выделить также в отдельную категорию лады,которые принято называть экзотическими.

Данные лады активно используются музыкантами стилей фьюжн, прогрессив металл и им подобных.Внутри экзотических ладов также можно выделить два подвида - это лады искусственного происхождения,которые являются результатом работы какого-либо конкретного композитора(например целотонная гамма - гамма Глинки,уменьшенные лад - лад Римского-Корсакова и т.д.) и лады народного происхождения,которые перенесены в профессиональное творчество из фольклора.К таким ладам относятся разные балканские,обиходные лады,японские,китайские гаммы  и т.д.

Большое преимущество данной группы ладов,что их можно изучать на примере народных мелодий в которых уже содержаться готовые интонации,которые можно смело заимствовать и использовать в своих импровизациях и творчестве.

Из современных артистов использующих экзотические гаммы можно в первую очередь выделить Марти Фридмана,который является автором видеошколы по экзотическим ладам,группу Dream Theater,Майкла Шэнкера,Uli John Roth и конечно же Mattias IA Eklundh

Итак,сегодня речь пойдет о разновидностях японской гаммы.

1.Хирайоши (The Hirajoshi Scale)

По сути все варианты японской гаммы представляют из себя условные пентатоники.Условные по причине присутствия в них полутоновых интервалов.

Формула для гаммы хирайоши следующая: Т-П-2-П-2,где т - означает тон,П-полутон,а 2 большую терцию или 2 тона.

Для лада от ноты A лад будет выглядеть таким образом:

Как видно из примера данный лад похож на минорную гамму и может быть записан,как 1,2,b3,5,b6

Эта разновидность лада наиболее популярна и очень часто применяется в японских фолк мелодиях.

2. Hon Kumoi(хон кумои)

Полное название этой гаммы выглядет так Hon Kumoi Shiouzhi.

В действительности слово shiouzhi является одним из названий японского народного инструмента кото,а наименования Hon,Kumoi варианты его настройки.

Лад Kumoi имеет следующую формулу П-2-Т-П-2

или нотами:

Обратите внимание на то,что это обращение лада хирайоши.Формула лада 1, b2, 4, 5, b6

3. Iwato

Это более экзотическая версия лада,однако она обладает особым японским звучанием.

Формула лада П-2-П-2-Т

Формула этого лада :1 -b2-4-b5-b7.

4.Kumoi

Следующая разновидность лада хирайоши называется просто Kumoi или Real Kumoi(в отличии от Hon Kumoi).

В отличии от предыдущих ладов - эта версия лада имеет мажорное звучание и следующую формулу:

2-П-2-Т-П

Гамма имеет героическое,"самурайское звучание".Формула лада 1-3-4-6-7(то есть он состоит из ступеней мажорной гаммы)

5.Chinese scale, Raga Amritavarsini 

Последний вид японской гаммы имеет следующую формулу  2-Т-П-2-П и также как предыдущий лад начинается с большой терции и имеет мажорное наклонение.

Ноты лада A-C#-D#-E-G#

Формула лада  1-3-#4-5-7 .Обратите внимание на наличие лидийской ступени,что заметно в характере звучания самого лада.

6.In Sen

Последний лад который мы рассмотрим по структуре отличается от хирайоши и из него можно также извелчь еще 4 дополнительных лада(они не имеют названий).

Формула этого лада 1-2b-4-5-7b или П-2-Т-1/5-1.

Как видите здесь присутствует малая терция.

Получилась пентатоника с фригийским наклонением,которую можно использовать для обыгрывания доминантсептаккорда в миноре либо альтерированного в мажоре

 

Итак,теперь Вам известны 6 японских ладов,которые являются пентатониками с минорным и мажорным наклонения. В импровизации их можно использовать для обыгрывания тех же аккордов,что и аккорды соответствующие гаммам(например Сhise Scale можно использовать для обыгрывания maj аккордов или аккордов sus)

»crosslinked«

7 thoughts on “Японские гаммы

  1. Большое спасибо за разбор японских гамм! Теперь могу сочинять японские народные мелодии =)

  2. Тут упущена одна важная деталь — это темперация. Ступени японской пентатоники обладают другими интервалами, следовательно нотная запись не верная. На равномерно-темперированных инструментах эти «гаммы» вообще сыграть невозможно.

    Денис Чуфаров Reply:

    Да все верно — но это же адаптация. В таком виде их можно использовать для создания японского звучания

  3. А каков должен быть строй, чтобы играть эти гаммы в чистом виде? Без темперации. Какие инструменты для этого используют? И можно ли например настроить таковым образом гитару? Если есть подобная информация, поделитесь пожалуйста, хотелось бы подробней углубиться в тему японского звучания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *