Золотая библиотека аккордовых последовательностей.Часть 3

3 часть нашего увлекательного путешествия по безбрежным морям аккордовых последовательностей.Я думаю,что Вы обратили внимание на тот факт,что не все шаблоны которые я здесь описываю являются в строгом виде аккордовыми последовательностями.Это больше похоже на заготовки последовательностей,которые могут изменятся композитором до не узнаваемости.

И начну третью часть обзора,как раз с такого шаблона.Именуется он

11. Последовательность Omnibus



Это последовательность основанная на гармонизации хроматического расходящегося движения баса и сопрано.

Эта традиция идет из эпохи барроко и времен генерал-баса. Похоже кто решил добавить к стандартному для тех времен остинатному басу ламенте 

такое же движение в верхнем голосе.

Простейший пример гармонизации построен на движении от тонике к доминанте

| C | G7(6/5) | Bb7 | Dm(6/4) | Bb7(3/4) | G7 | C |

Как видите отклонения не уходя дальше ближайших тональностей.

Один из вариантов продолжения движения выглядит так

| C | G7(6/5) | Bb7 | Dm(6/4)| Bb7(4/2)| G7 | Bm(6/4)| G7(4/2)| | E7 | G#m(6/4)| E7(3/4)| C#7 | Fm(6/4) | C#7(3/4)| Bb7 | Dm(6/4)| Bb7(3/4) | G7 | C |

Вообще такого рода движение подразумевает огромное количество вариантов гармонизации от простых тональных до ультрасовременных модальных и политональных.
Пример более сложной гармонизации

Здесь налицо разного рода эллиптические обороты, отклонения в тональность тритонового соотношения.

Звучание такой последовательности очень красочное и потому ее очень часто использовали в романтической музыке
Очень часто последовательность Omnibus используется лишь эпизодически, либо с вариациями. Пример изощренной трактовки у Шопена

Эпизодическое проведение у Дебюсси

К сожалению, я не нашел примеров использования этого движения в современной поп-музыке. Я думаю это связано со сложностью данного типа движения, особенно для импровизирования и создания простой мелодии. Если найдете пример использования обязательно напишите мне.

Идем дальше

12.Пассамеццо

Последовательность широко распространненая во времена итальянского реннесанса.Собствено сам жанр носил одноименное название.

Последовательность 8ми тактовая,состоит из двух предложений

i VII i V
III VII i V i

Или в нотах

Кроме того вариации возможны как на уровне перестановок,так и замена качества аккорда.Доминанта может быть мажорной.

Эта последовательность очень популярна и в современной музыке.

Примеры которые я нашел это Американская певица Carrie Underwood песни Before he Cheats и Starts with Goodbye

Также на вариации этой последовательности построенна бессмертная
Stairway to Heaven Led Zeppelin
также пассаменто имеет мажорную разновидность которая называется

13. Пассаменто модерно

Имеет формулу

1) I IV I V
2) I IV I-V I

По С мажору C    F    C    G    C    F    C-G    C

Естественно,что эта очень популярное движение гармонии можно найти в тысяче разных композиций

Некоторые примеры

Irving Berlin's  Alexander's Ragtime Band
The Rolling Stones' "Honky Tonk Women"
Carole King's "You've Got a Friend"

Также эта последовательность имеет современную разновидность,которая называется

14.American Gregory Walker

Формула ее такая
1) I IV-I I V
2) I IV-I I-V I

C    F-C    C    G    C    F-C    C-G    C

Эта последовательность популярна в американских фолк песня

Примеры

"Jesse James"
"The Titanic"
"My Little Old Sod Shanty"
"Cottonfields"
"Gus Cannon's "Walk Right In"
Вариация этой последовательности в виде
| I | I | I | V | I(-I7) | IV | (I-)V | I |
используется в стиле bluegrass также в известнейшей теме Yakety Sax

И закончу сегодняшний обзор

15.Поп-панк последовательность

Формула ее I-V-vi-IV

Также в миноре распространено движение  vi-IV-I-V,которе американцы называют  sensitive female chord

 progression (чувствительная женская последовательность),что лично я бы перевел,как слезливая любовная тоска :)

Самfz известная песня это "One of Us" by Joan Osborne.

Вообще если у нас говорят три блатных аккорда, то на западе их 4.

Вот небольшой список песен с поп-панковой последовательностью

Green Day "When I Come Around"
Toto, "Africa"
Beyonce, "If I Were a Boy"
Red Hot Chili Peppers, "Under the Bridge"
The Rolling Stones, "Beast of Burden"
The Beatles, "Let It Be"
Blink 182, "Dammit", "Feeling This", and "What's My Age Again?"
The All-American Rejects, "Night Drive" from Move Along
Journey, "Don't Stop Believin'"
James Blunt, "You're Beautiful"
Axis of Awesome, "Four Chord Song"
Lady GaGa - "Poker Face"
Kelly Clarkson - "Stronger (What Doesn't Kill You)"
The Coronas - "San Diego Song"
Eminem, "Not Afraid"
Eminem, "Love the Way You Lie"
Plain White T's, "Rhythm of Love"
U2, "With or Without You"
Fleetwood Mac, "What's The World Coming To?"
Rainbow, "Since You Been Gone"
Gym Class Heroes, "Stereo Hearts"
Caramell, "Caramelldansen"

И в конце видеоролик где парни из Австралии поют очень много песен на эти 4 аккорда.

»crosslinked«

26 thoughts on “Золотая библиотека аккордовых последовательностей.Часть 3

  1. Спасибо, Денис. Из Вашей статьи узнал много для себя нового и полезного. Сколько литературы прочел о аккордовых последовательностях, но более понятного и насыщенного материала по теме, еще не видел. Успехов!

  2. тоесть в свое время все эти последовательности если можно так выразиться возникли методом научного тыка?))

  3. Некоторые просто удачные находки,но большинство основаны на фундаментальных законах гармонии.Просто правила гармонии каждые 100 лет меняются,а то и чаще.Так что и последовательности эволюционируют и отмирают.

  4. вот такой вопрос: не является ли «постыдным» использование примитивных (или блатных) последовательностей? зал конечно смеется, что столько песен на 4 аккорда, но это же ХИТЫ.
    на сложную последовательность сложно написать песню (в смысле хорошую песенную мелодию), а на 4 аккорда легче. хочется вроде поинтереснее сочинить, но в то же время чтобы это было «слушаемо».
    обыватель, слушая хит, не слышит аккордов. ему нравится попсовый мотив. а когда ему демонстрируют всю простоту, он смеется. а как среди проф.музыкантов относятся к простым последовательностям? и как найти для себя компромисс?

  5. Простота и примитивизм — это разные понятия.Вообще песенный жанр имеет много своих традиции и правил,которые делают песню лучше. И Вы правильно заметили,что люди запоминают мотив. Но это опять же не совсем верное утверждение.
    Люди запоминают мотив,который они услышали не менее 20 раз — вот тогда песня хит.Приведу простой пример,который в свое время меня очень раздражал: есть у Кипелова такая песня Я свободен. Так вот записана она была в 1996 на альбоме смутное время и даже среди поколоников Арии не считалась мегахитом.Но вдруг через 6 лет Ария распадается и Кипелов начинает эту песню петь везде,ее использует Шнур, снимают клип и какой результат? — песня стала суперхитом.Выводы делайте сами.
    И кстати не все хиты имеют простые аккорды,как пример Yesterday Beatles или вот например Toxic Britney Spears — очень клевая гармония.
    Опять же простота последовательности не в количестве аккордов,а в их так сказать качестве.Баланс нужно искать( это касается любой области музыки) в образе.Если у Вас простой образ,то и аккорды могут быть простыми.С другой стороны музыка может оттенять простоту песни и создавать второй план.Посмотрите гармонию этой песни http://study-music.ru/genialnost-v-dejstvii/. Мелодия очень простая,а в гармонии куча отклонений,что очень красиво звучит

  6. Спасибо, Денис! Все как всегда доступно изложено.
    Не мог бы ты в будущем рассказать о риффах. Какими они бывают, для чего служат, по каким правилам и законам пишутся, и вообще, что такое рифф?

  7. Последовательность Omnibus
    скажите а где можно почитать подробнее про принципы на которых строятся прогрессии такого вида? или из каких тем взяты сведения? хочется так сказать понять смысл)

  8. На самом деле принципы,которые используются зависят от гармонического стиля.например Шопен гармонизовал исходя из гармонии романтического стиля,а Дебюсси исходя из своей стилистики.Здесь используются все средства гармонии и кратко практически не возможно объяснить.Если можете сформулировать вопрос уже,то постараюсь ответить.Учебник Мюллера по гармонии для консерваторий можете почитать,там есть часть информации

  9. ну вот с краиними голосами вроде понятно (они идут по хроматике противоположно друг другу) а два средних голоса (я имею ввиду приведенные вами примеры)? они от первого аккорда идут остинантным движением в продолжении всего построения, или на протяжении одной функции (ну или я не в правильном направлении мыслю)?

  10. Средние голоса идут в зависимости от логики отклонений и модуляций( при тональном движении),либо же по принципу тритоновой оси,также они могут идти позвукам какого-либо искуственного или натурального лада( для модальности),кроме того может быть и секвентное развитие

  11. Спасибо конечно за труды, но как-то сложновато вы все изъясняете. Многие ключевые моменты не оговариваются, а для начинающих это очень важно. С основой муз-теории я знаком, но большую часть вашего материала не понимаю… То-ли из за терминологии, то-ли из за особенностей подачи материала, то-ли из за пробелов которые далеко не все понимают как само собой разумеющееся… Это не в коем случае не укор… Может это только я такой твердолобый…
    I-V-vi-IV
    vi это что?

  12. vi это один из вариантов обозначения минорных трезвучий.То есть в данном случае это означает использование минорного трезвучия на vi ступени мажора

  13. vi-IV-I-V
    Возьмем к примеру Ля-минор. Аккорд первой ступени Am, четвертой Dm, пятый Em (если не ошибаюсь), а какой аккорд можно поставить вместо vi?
    Также и в До-мажоре I-V-vi-IV
    Тонический (I ступень) С, субдоминантовый (IV ступень)F, доминантовый (V ступень) G, а vi это Fm что ли? А какие еще варианты могут быть? На сколько мне известно аккорды второй, третей, шестой и седьмой ступени тоже могут использоваться в качестве тонического (аккорд третей ступени к примеру) субдоминантового и доминантового аккордов. Вписывается ли этот принцип в приведенные вами формулы?
    Покажите на практике как пользоваться данными формулами.

  14. Вот, кстати, читал у Холопова (правда мало что понял :) ) о некорректности ступенной теории в гармонии. Может от этого путаница? Он (Холопов) пишет (как я понял), что в таких случаях «I-V-vi-IV» гармония «скачет»: тоника-доминанта-подобие тоники-субдоминанта, аналог, наверное I-V-i’-IV, что-то в этом роде. Наверное, неплохо бы, Денис, в таких случаях давать какие-то ссылки на учебники, что-ли. Что думаете?

  15. Надо освежить в памяти.Напишите где конкретно читали я проясню после этого.Сейчас пока не совсем понял,что имеется ввиду.

  16. «Надо освежить в памяти.Напишите где конкретно читали я проясню после этого.Сейчас пока не совсем понял,что имеется ввиду.»
    Вот ссылка http://www.kholopov.ru/hol-stup.pdf
    У него еще статьи по теории музыки в разных местах.

  17. Ну Холопов,как обычно подтвердил мои догадки и как обычно описал все настолько подробно и сложно,что придется наверное отдельную статью писать.Радует только,что я не попался в ловушку) И да ответ на вопрос,то о чем он пишет не имеет отношения к последовательностям аккордов — поскольку здесь речь идет не о генерал басе,а о функциональных тонах по умолчанию — это специфика джазовой гармонии

  18. Ловушка точно не моя :) Понял я его со своего уровня так, как и написал после этого. Мне почему-то проще воспринимать последовательности аккордов относительно ступеней лада. Кому-то, видимо, относительно функций. И тогда неясно, что есть vi относительно I и V.

  19. Денис,привет,ты умный мужик,но в большей степени весь твой материал все же для тех,кто имеет определенную базу.Извечный и спорный вопрос а надо ли…. БУДЕТ ВСЕГДА ОТКРЫТЫМ И НЕ ОДНОЗНАЧНЫМ.Я поклонник джазовой музыки во всех ее проявлениях и общаясь как с нашими музыкантами ,так и из зарубежа- поверь-открыл и продолжаю открывать и восхищаться тем, что называется от Бога.Ни какая система знаний не устоит от «внутренних знаний и ощущений»И это факт.Хотя согласен-одно другому не помешает.Именно мастера»души и ощущений» создают шедевры.Суважением rudon

  20. А на какую аудиторию рассчитаны ваши материалы? Профессионалы в данной информации вряд ли нуждаются, дилетанты-самоучки и начинающие переварить ее не в состоянии, остаются только околопрофессионалы, но это весьма тонкая прослойка. Думаю вам стоит подумать о более тщательном разжевывании информации, иначе большую часть аудитории потеряете. Я заинтересовался вашим курсом, но вряд ли осмелюсь его купить, т к, опасаюсь (и не без основания) что ничего из него не пойму…

  21. Ну в идеале я бы конечно хотел работать со средним уровнем и профессионалами — которым знания нужны даже больше.А если говорить о настоящем времени,то сравните уровень материалов на Западе — там по теме композиции,songwriting такой уровень,что я даже боюсь это в паблик выносить.Для начинающих куча сайтов.А чуть повыше середины ничего нет.И что видим в итоге — куча вебинаров и уроков в которых расказывается о том,как нарулить звук и не слова о музыке.Я уже не первый год преподаю и большая часть информации,которую здесь пишу доступна для понимая человеку освоившему базовый курс теории музыки(что можно в принципе сделать не уходя с сайта :) Для самых начинающих будет отдельная обучающая группа и курс с подробным разъяснением основ.Это все-таки онлайн колледж — а не онлайн школа.Да и кстати очень часто профессионалы пишут и благодарят :) Надеюсь те из начинающих и выше музыкантов кто читают мой сайт поддержат мою точку зрения.Вот допустим осилили теорию и базовую гармонию — где дальше то материал брать будете?Вот тогда идете сюда и я стараюсь Вам помочь.

  22. Я ни в коем случае не отрицаю полезность ваших материалов. Более того, я уверен, что они уникальны, однако при всем желании не могу уловить основные моменты и это очень огорчает. Основы муз-теории я изучал (и продолжаю прилежно изучать) на сайте Бориса Севастьянова http://school.borissevastyanov.in.ua/index.php Но этих знаний для понимания вашего материала недостаточно… Что же делать? И главное, не так уж и много требуется… Просто чуть больше уделяйте внимание тонким моментам, делайте какие-то короткие пояснения на базе конкретных примеров… Вот вы написали «четыре блатных аккорда», а какие это аккорды? Ведь не сложно было перечислить, а не ограничиться лишь заумной схемой vi-IV-I-V. Просто учитывайте тот факт что не для всех такой формат обучающего материала удобоварим. Не зацикливайтесь только на учениках десятого класса, соберите по крайней мере аудиторию от пятого по десятый и действуйте исходя из этого. Неважно что кто-то лишний раз услышит то что он и так знает, важно что это услышат те кто этого до этой поры не знал. Искренне желаю вам успехов не только на творческом поприще, но и на преподавательском (это тоже дар который необходимо развивать).

  23. Спасибо.Это уже по делу :) Я и так вроде стараюсь подробнее все описывать.Благодарю Вас за то,что указываете на недостатки — это очень важно поскольку мне со стороны не всегда видно те вещи на которых стоит акцентировать внимание.
    Буду более тщателен

  24. Согласен с Денисом по поводу «прослойки» музыкантов. В России даже после музыкальных СУЗ`ов и ВУЗ`ов остаётся много знаний касательно классики. Все мы играли сотни-тысячи гармонических цепочек пока ходили на занятия. Но, когда смотришь видео из американских колледжей, то поражаешься их продвинутости в плане современности. Они готовят именно работников для современной музыкальной индустрии. А половина моих отечественных знакомых работает преподавателями в муз. школах и детских музыкальных кружках. Как бы правильней сказать, создаётся ощущение, что мы, изучая музыку, смотрим только в прошлое, а на Западе, созерцая прошлое, руководствуются настоящим, заглядывая в будущее. В России успех находит тех, кто помимо образования очень много старается, продолжает учиться и развиваться самостоятельно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *