• Корзина пуста.

Еще 4 идеи для отклонений и модуляций

Продолжаем изучать идеи для модуляций и отклонений в ваших песнях.

Предыдущая часть доступна здесь

Идеи для смены тональности в вашей композиции

6. Полная фригийская каденция

Данный вид каденции очень похож на использование тритоновой замены доминанты в джазовой гармонии, только развернутое наоборот.

Например, в С мажор Db-G-C.

Такое движение звучит более тонально, чем обычная фригийская каденция, в то же время позволяя связать далекие тональности друг с другом.

Посмотрим на возможные варианты соединения тональностей для С мажора.

Аккорд Db мажор есть в следующих тональностях:

Db мажор (I)

Ab мажор (IV)

Gb мажор (V)

Bb минор (III)

F минор (VI)

Eb минор (VIIн)

F#m как энгармоническая замена C#

Используя фригийскую каденцию, мы можем соединить любую из этих тональностей с C мажором.

Например, F#m – A – Bm – C#=Db – G – C – G7 -C

В песне Beatles Do you know to want a secret использован похожий подход.

7. Ложно фригийский каданс

Эту интересная форма модулирования подходит для перехода в минорную тональность. Движение основано на ложном восприятии аккордового хода VI-V в натуральном миноре, как фригийского. Сам же оборот оканчивается тоникой.

Например, для перехода из ля минора в Gm можно использовать такое движение:

Am – F – C – [Eb-D7-Gm]

Полутоновое движение создает нужное для модулирования напряжение, а септаккорд логично вводит новую тональность.

8. Рок каданс

Модуляция через рок каданс может звучат неоднозначно и неожиданно. Движение VIb-VIIb-I воспринимается, как ладовая подмена, что усложняет звучание такого отклонения.

Простой пример переход из Gm в D:

Gm-Cm-Eb-[Bb-C-D]

Аккорд VIb ступени позволяет также связать мажор с большим количеством тональностей.

Для до мажора это тональности:

Ab,Db,Eb мажоры

Fm,Bbm,Cm, а также C#m и C# через энгармоническую замену.

Таким образом, можно связать максимально далекие тональности очень быстро.

Модуляцию через рок каданс можно услышать в песне Эрика Клэптона Layla

Отклонения и модуляции на примере Layla

9. Модуляция через тритоновую замену

В джазе тритоновая замена встречается очень часто и не всегда приводит к отклонениям.

В популярной музыке ее можно использовать для связывания далеких тональностей.

Например, заменяя доминанту С мажора на ее тритоновый эквивалент мы получим аккорд Db и возможность перейти в любую из тональностей с которыми он связан.

Кроме того, так как тритоновую замену можно применить к любому септаккорду, то можно заменить например 7 4 ступени F7 на B7  и т.д

То же самое можно использовать в миноре.

Например, Am – Dm – F -Bb ( тритоновая замена E7 = доминанте Ebm) Ebm

Здесь мы связали тональности далекого родства.

Также можно эффективно соединять близкие тональности, например Am и Dm или Am и Gm и т.д.

Этот обзор не исчерпывает всех возможных формул модулирования, а скорее показывает вам возможности использования кадансов, как мощного инструмента для модулирования и отклонений из любой тональности в любую, при сохранении простого звучания в рамках нужного вам стиля.

 

 

09.03.2020

0 комментарий (-ев) к статье "Еще 4 идеи для отклонений и модуляций"

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture