Продолжаем изучать идеи для модуляций и отклонений в ваших песнях.
Предыдущая часть доступна здесь
6. Полная фригийская каденция
Данный вид каденции очень похож на использование тритоновой замены доминанты в джазовой гармонии, только развернутое наоборот.
Например, в С мажор Db-G-C.
Такое движение звучит более тонально, чем обычная фригийская каденция, в то же время позволяя связать далекие тональности друг с другом.
Посмотрим на возможные варианты соединения тональностей для С мажора.
Аккорд Db мажор есть в следующих тональностях:
Db мажор (I)
Ab мажор (IV)
Gb мажор (V)
Bb минор (III)
F минор (VI)
Eb минор (VIIн)
F#m как энгармоническая замена C#
Используя фригийскую каденцию, мы можем соединить любую из этих тональностей с C мажором.
Например, F#m – A – Bm – C#=Db – G – C – G7 -C
В песне Beatles Do you know to want a secret использован похожий подход.
7. Ложно фригийский каданс
Эту интересная форма модулирования подходит для перехода в минорную тональность. Движение основано на ложном восприятии аккордового хода VI-V в натуральном миноре, как фригийского. Сам же оборот оканчивается тоникой.
Например, для перехода из ля минора в Gm можно использовать такое движение:
Am – F – C – [Eb-D7-Gm]
Полутоновое движение создает нужное для модулирования напряжение, а септаккорд логично вводит новую тональность.
8. Рок каданс
Модуляция через рок каданс может звучат неоднозначно и неожиданно. Движение VIb-VIIb-I воспринимается, как ладовая подмена, что усложняет звучание такого отклонения.
Простой пример переход из Gm в D:
Gm-Cm-Eb-[Bb-C-D]
Аккорд VIb ступени позволяет также связать мажор с большим количеством тональностей.
Для до мажора это тональности:
Ab,Db,Eb мажоры
Fm,Bbm,Cm, а также C#m и C# через энгармоническую замену.
Таким образом, можно связать максимально далекие тональности очень быстро.
Модуляцию через рок каданс можно услышать в песне Эрика Клэптона Layla
9. Модуляция через тритоновую замену
В джазе тритоновая замена встречается очень часто и не всегда приводит к отклонениям.
В популярной музыке ее можно использовать для связывания далеких тональностей.
Например, заменяя доминанту С мажора на ее тритоновый эквивалент мы получим аккорд Db и возможность перейти в любую из тональностей с которыми он связан.
Кроме того, так как тритоновую замену можно применить к любому септаккорду, то можно заменить например 7 4 ступени F7 на B7 и т.д
То же самое можно использовать в миноре.
Например, Am – Dm – F -Bb ( тритоновая замена E7 = доминанте Ebm) Ebm
Здесь мы связали тональности далекого родства.
Также можно эффективно соединять близкие тональности, например Am и Dm или Am и Gm и т.д.
Этот обзор не исчерпывает всех возможных формул модулирования, а скорее показывает вам возможности использования кадансов, как мощного инструмента для модулирования и отклонений из любой тональности в любую, при сохранении простого звучания в рамках нужного вам стиля.
0 комментарий (-ев) к статье "Еще 4 идеи для отклонений и модуляций"