• Корзина пуста.

Ошибки при развитии ладового слуха

В этой статье поговорим с вами о том, как избежать ошибки, с которой очень часто сталкиваются музыканты при развитии ладового слуха.

Ладовым называется такая разновидность музыкального слуха, которая отвечает за распознавание ступеней лада, умение сольфеджировать лад, определение лада в любой мелодии на слух и т.д.

Большинство упражнений по развитию ладового слуха связаны с закреплением устоя (тоники) лада слуховым восприятием. Для этого пропеваются различные упражнения, большинство из которых представляют собой простые попевки направленные к I ступени.

Например, II-I, III-II-I и т.д

При таком подходе, у музыканта может сформироваться ложное восприятие лада, основанное на доминировании устоя и, как следствие, неумение пропеть лад от любой ступени.

Именно по этому очень важно, после усвоения базовых навыков, проработать следующее упражнение.

Цель которого научиться петь лад от любой ступени. При этом, здесь есть несколько этапов проработки упражнения.

1) Пение после полной гармонической настройки.

Здесь вы или другой музыкант играете полный оборот типа TSD, после чего нужно спеть заданную ступень лада. Например, II, V, VI и т.д

Это одно из самых легких упражнений, так как тоника лада звучит в завершающем аккорде настройки и вы можете использовать внутренний слух для построения интервала или характерной попевки.

2) Более сложный вариант упражнения это проигрывание только тонического аккорда.
В этом варианте упражнения Вы или другой музыкант, играете только тонический аккорд (например, мажорное трезвучие), после чего нужно спеть заданную ступень. Желательно, чтобы ступень была выбрана произвольно после момента настройки на тоническом аккорде. Вы можете использовать внутренний слух для интонирования устойчивых ступеней лада.

3) Вариант еще более сложный. Здесь вам нужно спеть любую из 6 ступеней лада (кроме тоники), после того, как вы или другой музыкант сыграет одну ноту.
То есть, в данном упражнении настройкой будет одна нота, которую вы должны интерпретировать как тонику лада и после этого уже спеть ступени.

4) Следующее упражнение данной группы основано на умении переосмысливать любую ноту, как любую ступень лада.
5)
Подробное пояснение:

Вы или другой музыкант исполняете ноту C. Затем она может быть интерпретирована, как одна из 7 ступеней лада. Например, 5 ступень мажора. После этого, вам нужно спеть тонику лада ( в нашем примере это будет нота фа), а затем пропеть весь лад ( фа мажор).

5) Каждое из этих упражнений может быть проработано в более сложном контексте.
а) после настройки вы поете не только ступень, но все ее характеные попевки
б) после настройки вы поете заданную ступень, а затем весь лад от этой ступени вверх или вниз до тоники таким образом, чтобы охватить все ступени лада.
Такая детальная проработка лада является обязательной для усвоения любого лада и развития навыков восприятия не только мажоро-минорной системы, но и системы диатонических ладов, а также искусственных.

Огромную роль в успешном освоении этих упражнений играет внутренний слух и развитая музыкальная память.

На первом этапе Вы можете пропевать внутри себя настройку или характерные попевки, а затем уже петь весь лад. Конечная цель упражнения — мгновенно перестраивать музыкальное восприятие ступени и воспроизводить нужный лад.

09.03.2020

0 комментарий (-ев) к статье "Ошибки при развитии ладового слуха"

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture