Музыкальная форма представляет собой целое произведение, но с другой стороны состоит из частей различных по замыслу. Каждая часть отделена от другой. Это воспринимается и зрительно (если смотреть в ноты) и на слух.
Как я уже упоминал в предыдущей статье, любая музыкальная форма построена на принципах контраста и тождества.
Эти принципы могут проявляться в отдельных элементах музыкальной фактуры (например, в ритме, гармонии или мелодии) так и в их комплексе. Когда контраст или тождество между частями явно выражено, тогда мы и можем наблюдать разграничение, разделение построений.
Такое разделение частей действует как на уровне мотивов, периодов предложений, так и на уровне целых частей произведения. Обычно такую членораздельность музыкальной формы сравнивают с литературным произведением: главы, параграфы, абзацы – это элементы литературной формы.
Важнейшее значение для освоения и понимания любой музыкально формы имеет цезура. Цезурой называется момент между любыми частями формы. Правильно выбранная цезура усиливает ощущение единства и контраста формы, создает необходимое разделение музыкальной речи.
Многие авторы грешат отсутствием четких цезур, что порой напоминает произведение без знаков препинания. Применение цезур говорит о логичности мышления автора и помогает слушателю легче воспринимать музыкальный материал. С другой стороны опытные композиторы всегда используют хитрые приемы маскирования цезур, что создает определенную недоговоренность. Это подобно стихотворному приему при котором конец фразы переносится в начало следующего четверостишия.
На письме мы используем точки, запятые, тире и т.д.
В музыке также различаются разные виды цезур.
Рассмотрим наиболее популярные признаки цезуры:
1) Пауза самый простой и действенный способ создания цезуры. Пауза практически всегда звучит хорошо.
Однако почему то этот прием незаслуженной забыт, особенно в области аккомпанирующих партий.
Один из самых эффективных приемов композиции и аранжировки это резкие паузы всех инструментов.
Несколько примеров.
Использование пауз в вокальной строчке
Toto Africa
Radiohead How do you?
2. Остановка на продолжительном звуке.
Длительность звуков может быть различной, но обычно признаком цезуры является звук более длинный относительно общего движения мелодии.
В примере ниже 4х тактовая фраза делится на два мотива с помощью половиной длительности.
“Dearly Beloved” Green Day
3. Повторность мелодико-ритмических фигур с затактами одинаковой длины.В примере с помощью данного вида цезур разграничиваются мотивы.
Также признаком цезуры являются различного рода смены регистра, динамики т.е. приемы построены на принципах контраста.
В импровизации очень часто используются цезуры с помощью смены вида длительностей.
Например, переход с триолей на шестнадцатые или смена темпа с восьмых на четверти и т.п.
Обычно цезуры ярче всего проявляются в главном голосе.
При этом сопровождение (аккомпанемент или сопровождающие – голоса, бас, барабаны) может не заключать в себе перерывов.
Часть формы ограниченная цезурой называется построением.
Построение это очень важное понятие музыкальной формы. Оно может означать как несколько тактов, так и крупные разделы формы.
Все зависит от вида цезуры и анализируемого произведения.
Важно то, что и начало и конец построения очень редко совпадают с тактовой чертой, которая служит чаще всего для организации метра.
Совпадение же цезуры с метрическим делением характерно только для музыки моторного характера
(многие поп-песни построены как раз по такому принципу 4 +4+4 и т.д.).
Части формы, отделенные друг от друга находятся в соподчинениях разного рода благодаря которым образуют целую форму. Позже я рассмотрю виды таких соподчинений и их применение в практике композиции.
На начальной стадии изучения музыкальных форм мы очень близко соприкасаемся с музыкальным синтаксисом.
Суть его в расчленении относительно законченной музыкальной мысли на части и анализ их соподчинения друг с другом.
Ну и загрузил ты мне мозги Денис)) Всё логично. Буду завтра разбираться, сёдня нестану мозги забивать, завтра егэ.
Удачно сдать)