В большинстве случаев говоря об импровизации в каком-либо стиле музыканты подсознательно подразумевают мелодическую импровизацию,то есть создание одноголосной линии на какую либо гармонию(заранее заданную либо произвольную).
Однако как мы знаем импровизация это сочинение музыки во время исполнения и отсюда следует,что кроме создания мелодии импровизатор в идеале должен уметь создавать все элементы музыкальной ткани здесь и сейчас.
Естественно,что это более развитая ступень импровизационного мышления доступная не каждому поскольку некоторые инструменты просто физически не позволят нам сыграть аккорды.
Однако все не так просто как кажется.Давайте еще раз обратимся к схеме того,как мыслит музыкант-импровизатор.
Возьмем для примера самую простую схему.Музыкант знает тему,которая имеет заранее заданную форму и основной гармонический фундамент.Отталкиваясь от материала темы и гармонии он выстраивает свою импровизацию – обратите внимание,что форма и фактура практически уже сформированы.
Теперь представим себе ситуацию в которой будет уместно применение импровизации аккордами.
1. Мы играем на многоголосном инструменте(фортепиано,гитара) и импровизируем поверх гармонии темы аккордами,т.е. мы на одни аккорды добавляем еще много других.
Как это реализуется на практике.Посмотрим простой пример – это фрагмент импровизации Джо Пасса на джазовый стандарт.Здесь умело переплетается гармоническая и мелодическая импровизация
Обратите внимание на то,что аккорды по сути выписаны для облегчения чтения нот,Джо мыслит здесь более крупными блоками т.е. началом такта и изредка третьей долей.Это очень прозрачный пример того,как поверх одной гармонии можно с легкостью вставлять другие аккорды.В основном здесь использован принцип замен и дополнений.
Это джазовое мышление и здесь присутствуют многие типичные обороты используемые в практике многими солистами( Вы естественно также должны их знать,но эта тема отдельного разговора).
Итак идем дальше
2. Мы играем на многоголосном инструменте без заданной темы и гармонии.
В этом случае у нас нет ни формы,ни фактуры т.е. мы создает произведение здесь и сейчас.
В зависимости от стилистики Вы даже можете применять полифонические приемы( Бах делал это с легкостью:).
Однако поскольку мы говорим сейчас о гармонической импровизации т.е. рассмотрим данный тип импровизации именно в этом контексте.
Здесь Вам будет необходимо выбирать тип гармонического движения,формат аккордов,стилистику гармонии и ее согласование с мелодией которую Вы импровизируете.Хотя это кажется очень сложным на самом деле музыканты(особенно джазовые) очень любят все упрощать поэтому и в данном вопросе есть несколько хитрых фишек.
Во первых если Вы импровизируете тональную музыку, то можете просто использовать заранее заученные кадансы либо типичные формы движения и последовательности характерные для стиля.
Очень часто используется следующий прием смешиваются сетки нескольких пьес и на основе них выстраивается гармония импровизации.
Помните,что времени на раздумья у нас нет,поэтому чем больше подготовленного и наигранного материала( последовательности,заученные стандарты и т.д.) тем лучше .
В свободных и современных стилях импровизации можно использовать приемы атональной и аритмичной музыки,а также в сложные моменты добавлять побольше хроматических ходов.
Здесь применяются атональные способы гармонического изложения,а также свободная гармонизация
Последний
3 вариант
мы играем на одноголосном инструменте без заданной формы,темы и гармонии.
В этой ситуации музыкант мыслит также как и во втором случае,только гармония им не озвучивается,а обыгрывается. И поскольку слушателю в такой ситуации невозможно понять,что подразумевает музыкант,то импровизировать в данной ситуации гораздо проще.
В следующей части я рассмотрю практические приемы освоения гармонической импровизации.
0 комментарий (-ев) к статье "Импровизация аккордами"