• Корзина пуста.

О чтении с листа

В мире современной музыки  умение читать с листа не заслуженно теряет свою ценность. Конечно, музыканты, играющие в оркестре, всегда будут владеть этим искусством на высоком уровне. Тем не менее, большой процент профессиональных музыкантов и  музыкантов-любителей  ориентированы не на классическую музыку, что является косвенной причиной пренебрежения к чтению с листа. Многие начинают приводить доводы в пользу музыкантов-самоучек, которые, не зная нот стали известными и т.д. Но любой спор здесь не уместен, поскольку высокого уровня музыкальной культуру без знания и умения читать ноты достичь нельзя.
Кроме того, приход программ-секвенсоров позволил создавать музыку вообще не открывая редактор нот – что приводит к тому, что начинающие композиторы даже никогда не слышали о таком мощном средстве самообразования, как чтение партитур.

В настоящее время, когда можно найти детально выписанные партии практически любого альбома навык чтения с листа является единственным быстрым средством освоить любые секреты, любого стиля.

Кроме описанных преимуществ навык чтения с листа является средством развития музыкальности, композиционного и исполнительского мышления, способствует накоплению интеллектуального и слухового багажа.

Конечно, если Вы еще плохо знакомы с нотами, то для начала лучше начать освоение простейших элементов – ритмических таблиц, затем нот в пределах одной октавы и т.д.

После этого можно уже переходит к простым формам чтения с листа.

Для выработки 100% навыка чтения с листа для исполнителя достаточно примерно года занятий (что связанно с техническим уровнем и музыкальной памятью). Партитуры и клавиры можно научиться читать за более короткий срок (при соединение со слушанием).

Легче всего, как мне кажется, начать с чтения клавиров – то есть фортепианных переложений известных песен. При таком чтении Вы будете сосредоточены только на вокальной строчке, поэтому если Вы выберете известное Вам произведение проблем с пониманием того, что происходит в нотах быть не должно. На первом этапе можно отмечаться каждый такт движением ручки либо пальца.

Если первое время сложно фиксировать какой-либо аспект необходимо сконцентрироваться на том, что для Вас кажется легким. У каждого музыканта разные уровни понимания нотного текста (особенно при чтении нот про себя) – кто-то слышит ноты и ритм, кто-то только ноты или ритм, кто – то легче всего вычленяет барабанную партию.

Различия между чтением партитур и чтением с листа довольно большие.

При чтении партитуры музыкант просто физиологически не может отслеживать все партии (особенно если это симфоническая партитура, для рок – или джаз – партитур все по- другому). Поэтому зрительное и слуховое внимание концентрируется только на важных элементах (обычно не более 3х). При детальном изучении можно посоветовать концентрироваться только на партии одного инструмента (это можно делать и на начальном этапе освоения навыка).

Кроме того чтение с листа партитур и клавиров можно разделить на два вида:

Чтение с одновременным слушанием – более легкий вид

Чтение с помощью внутреннего слуха – это конечная цель в развитии навыка

В качестве переходной стадии можно использовать чтение с листа за инструментом (то есть проверка внутренних представлений с помощь обозначения некоторых партий).

Для чтения нот с инструментом главным условием является исполнение ритмически точно, в нужном темпе, соблюдая все нюансы и т.д. Это естественно конечная цель, начать же можно с чтения в очень медленном темпе. Главная ошибка начинающих в том, что они очень часто останавливаются, делают ошибки, возвращаются и т.д. Такая игра не развивает навык чтения с листа, а является обычным разбором произведения. Для избегания таких проблем необходимо правильно выбрать доступный темп.

26.03.2020

10 комментарий (-ев) к статье "О чтении с листа"

  1. Денис, кое-с-чем не могу согласиться. Думается, людям со слабыми способностями для чтения внутренним слухом нужно больше времени, чем год. Далее, пиано-ролл не может заменить нотоносец. В секвенсоре почти все приходится делать на слух или запоминать куски партии для сопоставления с другими. Любой развитый нотный редактор позволяет видеть сразу несколько партий, одновременно прослушивая их, то есть следить именно за партитурой (хотя, конечно, не за очень большой). На дорожках секвенсора можно видеть только общие движения мелодических линий (голосов). Может быть работает зрительная память и запоминаются характерные картинки пиано-ролла? И, к сожалению, не любой альбом из тех, которые интересны выложен в нотах, да еще бесплатно.

  2. Конечно развитие внутреннего слуха вещь индивидуальная,но если на его развитие тратиться больше двух лет,то уже стоит задуматься о действенности методики. Про пиано ролл я как раз и имел ввиду,что он не может заменить нот и приводит к деградации музыканта.

  3. Денис, конечно знание нот и умение читать с листа ещё никому не навредили, но преувеличивать их значение в жизни музыканта не стоит, сам текст записанный на ноты не несёт никакой эстетической ценности. Скорее знание и умение читать с листа это всего лишь язык общения между музыкантами………проще говоря-чтобы не объяснять и не показывать на пальцах. Этот способ общения сегодня так и остался востребован у музыкантов классической музыки и джаза в большей степени чем у других направлений, тем самым это и определяет, соответственно, уровень исполнителя (его грамотность.

    • Интересно только как можно преувеличить знание нот?Без знания нот и умения читать с листа музыкант просто тормозит свое развитие.Кроме того под знанием нот я подразумеваю понимание,того какие ноты музыкант играет или импровизирует.Как показывает практика люди которые якобы знают ноты на деле играют не произнося их про себя,то есть не контролируют исполнение вообще никак.Это приводит к деградации.Поэтому думаю умение читать с листа очень сложно преувеличить.Играть конечно можно и без знания нот,но развиваться навряд ли

  4. >>на деле играют не произнося их про себя>>
    все умеют писать и читать , но не все при этом мыслят эффективно как … , так что налицо какое-то упущение в этой логике . Практика показывает… – практика много чего показывает, в зависимости от того какую конкретно практику рассматривать. Что бы обсуждать такие тонкие вопросы нужен формат форума, чисто технически трудно о чем-либо договориться в этом урезанном интерфейсе.

  5. Ну для форума посещаемость пока не большая.Упущение в логике в где,можете конкретнее выразиться.Просто не совсем понял.А про практику я имею ввиду исполнительскую практику на основе работы с учениками и коллегами как по классической школе,так и по рок,джаз блюз и т.д.

  6. Денис , полностью солидарен с тобой … Человек который занимается музыкой , а уж тем более профессионально , может называть себя музыкантом , только если понимает то , что извлекает или пишет , и понимает как передать то или иное настроение ,чувство … Такое умение приходит с опытом , который был нажит при анализе произведений которые играл музыкант , а не просто их заучивал ( для этого больших знаний не требуется ) , а не зная нот – анализировать произведения не возможно , а также ориентироваться в самой примитивной гармонии … И кто спорит на этот счет , скорее всего либо ленится , либо его охватывает “страх” , что надо осваивать нотную грамоту , теорию музыки , гармонию , форму… ))) Ребята , поверте – еслибы человек который знал ноты , теорию музыки … говорил что это нафиг надо – то можно было-бы задуматься на этот счет , а так эту лабуду гонят чуваки , которые сами не бу-бу в этом деле …

  7. А про практику я имею ввиду исполнительскую практику …
    <<<<
    вот этого как раз и не хватало.
    Потому как пьяно ролл не имеет отношения к исполнительской практике. Хороший пьано ролл гибче чем нотный стан. Я знаю все ноты и аккорды которые я использую, так же как ходовые термины и приёмы. Но нотный стан я не читаю! Так же я знаю цифровки аккордов, и умею работать в пиано ролл с этими знаниями, ну то есть с гармонией у меня больших сложностей не возникает. В тоже время та музыка которую я хочу воспроизвести, на нотах не издана и никогда не издаваться не будет), её можно только подобрать. Также я разделяю мнение Дениса, что в настоящее время производство музыки вытеснило музыку как идею, людям важно "как это звучит", а не сама музыкальная идея. Мне кажется, что такой кризис в музыке связан и с тем, что система образования игнорирует технологии, а любители-энтузиасты не игнорируют, игнорируя систему образования.

  8. Я начинающий без муз. образования. Принимаю и понимаю о чем Вы говорите, при этом проходя “Современная теория музыки — 101”, остановился на практике чтения нот. Несколько раз возвращаясь к уроку, вижу в конце занятия Ваш беглый темп чтения нот. Ощущение, что я обычный текст читаю медленнее, чем Вы ноты. При этом НЕ рекомендуете переходить к следующему занятию, пока не буду читать так же. Ощущение, что я застряну на одном уроке очень на долго. Действительно следует проявить усидчивость и не переходить к изучению дальнейшей теории пока не достигнется беглость чтения или есть доля преувелечения в этой рекомендации? Ощущение, что застряну на уроке надолго. Успеваю за темпом при замедлении видеоряда на 0.5 – 0.75, читаю вроде без высчитывания а напрямую, но медленнее чем на видео.

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture