• Корзина пуста.

Аппликатура (подбор и принципы)

Аппликатура (нем. Applikatur, от лат. applico — прикладываю, прижимаю), способ расстановки и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте.

Аппликатурой называется также и обозначение этого способа в нотах. Выбор аппликатуры составляет важную сторону исполнительского мастерства, т. к. он подчиняется требованиям фразировки и связан с интерпретацией произведения.
Такое определение аппликатуры можно найти в Большом Советской Энциклопедии.

Можно без преувеличения сказать, что аппликатура наименее изучаемый навык у большинства инструменталистов. И хотя вроде бы очевидно, что пальцы нужно ставить по определенным правилам, все же большинство музыкантов делают это как бог на душу положит. Этому способствует конечно и система образования. Если заглянуть в авторитетные учебники то редко где можно увидеть статью: как подобрать аппликатуру или что-то подобное, хотя многих интересуют такие вопросы как подбор аппликатуры гаммаккордов и арпеджио.

В Академии, где я учился, так же ни на одном занятии практически не затрагивался вопрос о том, как подбирать аппликатуру и использовать этот замечательный инструмент для развития техники и преодоления трудностей.

Вы можете спросить:а зачем мне вообще знать как подбирается аппликатура?
Вот несколько причин:

1.От правильной расстановки аппликатуры зависит разрешение многих технических проблем
например следование определенным правилам помогает намного быстрее преодолевать технические проблемы,потому что учитывает многие факторы(например такие как количество пальцев,работа мышц и т.д)
Заранее проставляя рациональную аппликатуру Вы можете быть уверены в том,что сможете спокойно,без напряжений и зажимов сыграть все в быстром темпе

2.Улучшение Звука
Очень часто от того какой аппликатурой взята нота зависит цельность звучания пассажа.Использование принципов рациональной аппликатуры сделает вашу игру более цельной.

3.Развитие фразировки
Один из важнейших факторов.Если посмотреть на известнейших виртуозов,то можно заметить что непременным условием их совершенства и уникальности является индивидуальные аппликатурные решения.

Выработав свои собственные аппликатурные принципы Вы можете быть уверенны, что ваша фразировка также будет отличаться уникальностью.

4.Выработка собственного стиля игры
Продолжение предыдущего пункта. Нет ни одного известного музыканта который следовал бы школярной аппликатуре.

Однако если каждый исполнитель имеет свою систему то, как быть тем у кого ее пока нет?

“Почти для каждого инструмента существуют теоретические предпосылки логически устанавливающие, почему при исполнении определенных нот следует применять те или иные пальцы.”
Большинство инструментов предоставляют исполнителя много аппликатурных решений. Одна и та же нота на них может быть взята разными способами. Удачные аппликатурные решения помогут сэкономить время и даже, в некоторых случаях избежать возникновения трудностей. Самое главное изучить предполагаемую аппликатуру, однако ее не следует слепо принимать за окончательную истину.

Цыпин “Исполнитель и техника”

Во-первых, потому, что аппликатура выбирается индивидуально, а во-вторых, в нотации как правило, встречаются ошибки, (и к тому же аппликатурные нормы меняются каждые 20-30 лет).

Общие правила подбора аппликатуры:

1. Аппликатуру нужно тщательно подбирать.

Это простое требование нередко забывают. Во время первого знакомства с музыкальным материалом (или при создании аранжировки, авторской музыки) многие не думают об аппликатуре. Во время занятий в медленном темпе – тоже (поскольку не заметны трудные места). Так заучивается неверная аппликатура. И только при переходе к настоящему темпу обнаруживается ее непригодность. Поэтому аппликатуру нужно выбирать в начальной стадии работы.

2. Аппликатуру необходимо выбирать, играя в быстром темпе. Если отрывок вызывает сомнения нужно попробовать различные варианты и лучший записать.

3. В быстрых пальцевых последовательностях нужно стремиться к тому, чтобы один и тот же палец употреблялся по возможности реже. Иногда для этого потребуется использовать нестандартные или непривычные аппликатурные решения.
Для импровизации: Всегда ищите возможность расширить свои аппликатурные пристрастия. Используйте нестандартные подходы, которые кажутся неудобными. Переносите принципы аппликатуры с родственных Вам инструментов или пробуйте воссоздать звучание далеких от Вашего инструмента.

]]>

1 комментарий (-ев) к статье "Аппликатура (подбор и принципы)"

  1. Очень полезная, толковая статья, которая поможет интересующимся музыкантам в развитии техники, звуковедения, фразировки и т. д. Спасибо! Особенно рекомендую студентам колледжей.

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture