• Корзина пуста.

Парадоксальность музыкального знания

Музыка очень свободное искусство. Это касается самых разных ее аспектов, таких как возможность интерпретирования, отсутствие конкретики, огромное количество противоположных направлений, течений, стилей и подстилей.

В глобальном масштабе весь путь структуризации музыкального знания идет от полной свободы к полному контролю.

Главная задача, которая всегда стояла перед композиторами – это найти способ структурирования бесконечности возможностей предлагаемых музыкой и организовать эти возможность в четкую и логичную систему, способную оттенять бессознательные порывы вдохновенья.

Та свобода, которая существует при выборе средств для реализации своих идей может привести в ступор композитора, который не имеет представления в какую сторону нужно двигаться.

Раньше композиторы пользовались одной-двумя системами, которые в каждой конкретной ситуации могли варьироваться. Несмотря на все отличия Вагнера и Дебюсси, по большей части они использовали одну систему организации своих композиций.

Сегодня же мы сталкиваемся с ситуацией, когда каждый композитор – это своя автономная система не похожая ни на какую другую.

Казалось бы, в современных условиях, когда никакие законы не действуют можно просто лепить ноты в любом порядке и все равно получится музыка.

Но на деле получается другая ситуация.

Возьмем в качестве примера музыканта пишущего музыку без соблюдения каких-либо правил. То есть просто сумбурное творчество. Такой музыкант может, руководствуясь вышеизложенными принципами, сочинять музыку и думать что все в порядке, но в итоге получается, что после написания N-ого количества произведений у него в голове такой же бардак, как и в начале и он каждый раз садится за сочинение музыки с полным непониманием того, что и как делать. В итоге начинается оправдательный бред про космические sms, вдохновение, талант и т.д. То есть упование на ту же неопределенность.

Но музыка это очень конкретное искусство и самое глубокое заблуждение в том, что это какая-то тайна, которая доступна только избранным. Я не отрицаю роль таланта и вдохновения, но это всего лишь 1% успеха – все остальное – это работа над собой и пополнение багажа знаний.

С другой стороны возьмем музыканта знакомого с законами музыкальной драматургии, композиции и гармонии. Он, пытаясь обойти правила – также создает произведения из хаоса, но после N-ого количества произведений имеет в голове свою стройную композиционную систему.

Таким образом, любой творец проходит через путь приручения хаоса всех средств доступных ему в данный момент. В этом и есть парадоксальность музыкального знания – когда Вы осознанно нарушаете законы, получается искусство, когда же Вы просто играете в кости – получается набор нот.

Еще одно важное наблюдение касаемо соблюдения правил в искусстве (в любом). Люди, которые больше всех кричат о том, что они против всяких правил, как правило, сами придерживаются очень узкого количества правил.

Простой пример. Если кто-либо утверждает, что не хочет знать правил гармонии, так как они мешают творчеству и т.д., то с очень большой вероятностью этот человек будет использовать в своем творчестве одни и те же гармонические шаблоны.

Главная мысль, которую я хотел выразить в этой статье – это необходимость управлять хаосам. Не зависимо от того знакомы ли Вы с правилами или нет Вы все равно будете их соблюдать. Так почему вместо того, чтобы идти в темноте не выбирать осознанный путь?

P.S Это кстати уже 3 копия статьи – первые две случайно потеряны:(

В итоге из практической области сместился опять в философию, но однако я считаю, что развитие мышления стоит на одном уровне с практическими знаниями.

В ближайшей статье я разберу анатомию зарождения музыки от образа в вашей голове до конкретного воплощения, чтобы Вы смогли увидеть какое количество внешних факторов влияет на то, что Вы делаете.

26.03.2020

6 комментарий (-ев) к статье "Парадоксальность музыкального знания"

  1. С тех пор, как немного освоил ноты и стал просматривать понравившиеся произведения в записи, не устаю поражаться тому, в насколько узкие рамки из огромного количества возможностей втиснуты подлинно талантливые произведения! Поразительная глубина при скупости выразительных средств. Каким же трудом этого добиваются?

  2. Это как раз осознаваемые рамки – то есть сознательное ограничение и стирание лишних нот.Это самое сложное -научится ограничивать себя тогда,когда кажется что ты можешь делать что захочешь.При чем у некоторых даже минимализм звучит перегружено,а у мастеров и полный оркестр может звучать очень легко

  3. да, хорошая мысль по поводу осознанного пути в творчестве. эти пути нужно или изучить или самому открывать и структурировать то, как ты работал над вещью, а потом использовать в следующих работах. только многим скорее всего лень будет анализировать)) проще сесть и по наитию че то выжимать из себя))

  4. Классно , это здорово , что вы придумали музыкальный колледж в онлайн режиме, это возможность не выходя из дома получить ценные знания и отточить свое мастерство

  5. Абсолютно верное рассуждение! Прочитав данную статью, примерил её на себя, и, вы знаете, это как раз мой размер! Всё, что проблематично в творчестве человека, начинающего в создании музыки полностью отражено в данном тексте! Искренне благодарю Вас, уважаемый Денис Чуфаров, за Ваш профессионализм! Это великая награда для меня, что я оказался на этом неимоверно полезном сайте!

  6. Интересная мысль. На самом деле, проблема в том, что получая огромное количество информации в учебных заведениях, консерваториях и тд, музыканты мало практикуются и тонут в непонятых терминах и словах. Достаточно немного таких слов.
    Поэтому так много скучных музыкантов с образованием, которые и забыли о нем совсем.

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture