Один из базовых и эффективных методов освоения ладов – проигрывание арпеджио септаккордов или трезвучий лада. Такой подход позволяет более глубоко понять природу лада, найти характерные интонации лада в рамках арпеджио. Также это отличный способ избавиться от болезни линейности, которая свойственна новичкам.
В этой статье мы рассмотрим возможные варианты работы с арпеджио в рамках любого лада, которые помогут вам быстрее освоиться с новыми ладами и лучше понять уже известные лады.
Итак, первое что мы можем сделать это просто сыграть арпеджио всех аккордов лада линейно. Возьмем для примера лидийский лад от ноты C. Получим такую схему:
Здесь мы видим следующие аккорды:
Сmaj7 D7 Em7 F#dim Gmaj7 Am Bm7
4 аккорд являются характерными: D7 F#dim Gmaj7 Bm7
Акцентируя внимание на этих аккордах можно создать звучание лидийского лада. Однако, проигрывание арпеджио в таком виде звучит скорее как упражнение, а не настоящая музыка. Поэтому следующим этапом будет использование обращений аккордов в мелодическом движении. Сыграйте те же аккорды от 3, 5 и 7 ступеней.
От 3 ступени:
От 5 ступени:
От 7 ступени:
Особый интерес представляет вариант арпеджио от 5 ступени, так как он меньше всего похож по звучанию на арпеджио. Естественно тоже самое нужно сыграть в нисходящем направлении. После этого объединяем арпеджио таким образом, чтобы получить выразительные мелодические линии. Для этого отдаем преимущество секундовому движению:
Также внутри септаккордов скрыты интересные варианты для интервального движения. Попробуйте сыграть гамму таким образом:
Линия выглядит достаточно изогнутой, но вы продолжаете всего лишь играть звуки аккордов! Такой подход позволяет «вскрыть» потенциал любого лада!
После движения по гамме, попробуйте сыграть арпеджио в движении по квинтовому кругу, сохраняя структуру выбранного лада. Здесь движение идет по аккордам
Cmaj7 F#dim Bm7 Em7 Am7 D7 Gmaj7 C
Следующий шаг это обыгрывание с помощью арпеджио характерных оборотов внутри лада. Например, для лидийского это могут быть такие обороты:
Сmaj- Bm7, Cmaj- D7, Cmaj- F#dim/C и т.д
Небольшой чек-лист для проверки навыков по арпеджио в ладах:
- Арпеджио от примы аккорда
- Арпеджио от терции аккорда
- Арпеджио от квинты
- Арпеджио от септимы
- Все аккорды лада подряд
- Произвольное движение по звукам аккорда
- Обыгрывания гармонии с помощью арпеджио
- Интервальное движение по звукам аккордов
Рекомендую вам применить данный подход к каждому изучаемому ладу. Также отличной практикой будет взять готовую композицию с большим количеством аккордов и играть гармонию с помощью разных вариантов арпеджио.
Также можно использовать урезанные варианты арпеджио без 5 ступени, например в триольной ритмике:
0 комментарий (-ев) к статье "Освоение ладов через арпеджио"