В этой статье рассматриваются необычные приемы, которые можно использовать для аранжировки песен, музыки или инструментовки.
Как правило, основная масса аранжировщиков и продюсеров начинают проработку материала с выстраивания определенного шаблона или по-другому аранжировочной сетки. По аналогии с аккордовой схемой песни, она отображает основные, наиболее значимые моменты аранжировки: как будет взаимодействовать бас с бочкой, как играть гитаре, какая плотность ткани куплета и припева, как цементировать форму и т.п.
По сути, это правильный путь, поскольку он сокращает время работы, а стандартные схемы аранжировки подходят ко многим песням. Например, программа Band in Box по записанным аккордам, как раз играет по определенной схеме. Эти схемы давно хорошо известны аранжировщикам и продюсерам и многие из них очень выгодно звучат как в балансовом, так и в коммерческом смысле.
Однако очень часто музыканты забывают о том, что аранжировка в первую очередь должна создавать определенный музыкальный образ, отражать суть песни, помогать раскрытию образа или даже создавать его, что не всегда можно услышать, особенно в работе непрофессиональных аранжировщиков.
Проблема возникает из-за того, что у каждого есть определенный барьер правил, через которые просто невозможно преступить, потому, что эти правила не осознаются музыкантами и считаются чем-то незыблемым. Если предложить музыканта поменять минор на мажор большинство из них покрутят пальцем у виска, однако послушайте аранжировку песни In a mellow tone Леры Гехнер – это тот редкий случай, когда аранжировка звучит лучше оригинала.
И главная идея ее в замене мажора на минор.
Поэтому если Вы зашли в тупик используйте простой принцип:
ЕСЛИ ПРИ МНОГОКРАТНОМ ИЗМЕНЕНИИ АРАНЖИРОВКИ ВЫ НЕ ДОБИЛИСЬ НЕОБХОДИМОГО РЕЗУЛЬТАТА, НЕОБХОДИМО МЕНЯТЬ ТО, ЧТО ВЫ НЕ ДУМАЛИ МЕНЯТЬ.
Пример: при аранжировке песни я никак не мог найти необходимый образ. Все вроде бы звучало хорошо, но как-то не так. Ни смена гармонии, ни темпа, ни что не помогало. В итоге песня, которая была в оригинале на 6/8, стала на 8/8 и все стало на свои места. Не нужно было менять ни гармонию, ни мелодию. Только размер.
Как правило, непрофессиональные аранжировщики редко уходят от тех рамок, которые дает им песня. Лучший способ делать аранжировку по нотному тексту. Тогда вы не будете привязаны к определенной трактовке материала.
Другой пример: в одной песне пауза между бриджем и куплетом заполнялась гитарным пассажем длинною в такт, который звучал очень банально. Любое изменение в пассаже ничего не меняло, пока пассаж не продлился на два такта. В итоге остались те же ноты, но в квадратной структуре песни появилось небольшое очень вкусное расширение.
Чтобы найти выход из сложной ситуации нужно пользоваться следующим способом. Определите, какие характеристики являются основными, а какие второстепенными.
Не упускайте ничего, метр, ритм, гармония, штрихи, мелодика – все важно. Мало кто отказывается от изменения мелодии, однако в определенной ситуации мелодия – это то, что мешает придать свежести звучанию.
Помните: правила это хорошо, когда нужно быстро реагировать, но когда Вы хотите создать что-то действительно уникальное не жалейте время на изучении всех элементов и тогда Вы легче найдете то направление, в котором нужно двигаться. Научившись, отказывается от правил и преобразовывать их для своих целей, мы полностью раскрываем свой творческий потенциал
Хорошо, что аранжировка жива
Согласен на 130% !!! Еще бы научиться это объяснить заказчику аранжировки!
оранжировка это как будто шлифуешь камень