Продолжаю серию статей посвященных форме песни.
В прошлый раз мы рассмотрели различные варианты вступлений и концовок песни в популярной музыке.
Естественно, что сегодня речь пойдет о следующей по хронологии части -это куплете.
Куплет в отличии от вступлений и коды это обязательная часть любой песни. Поскольку песенная форма очень часто называется куплетно-припевная. Иногда куплет может быть очень сильно завуалирован или отсутствовать, но это довольно редкий случай ( наверное 1 песня из 1000) поэтому о них я расскажу как-нибудь в другой раз:)
Куплет, как часть песни нужно рассматривать с двух позиций. С позиции текста и позиции музыкально-выразительных средств.
С точки зрения текста это изложение ситуации, введение в события, завязка сюжет.
Классический куплет это 8 или 12 тактовый период, который может повторяться 2 реже 3 раза.
Кроме того самые качественные песни предполагают наличие внутренней структуры каждого куплета.
Наиболее распространенная ошибка это использование квадратной формы куплета + однообразие последовательности. Не опытные сонграйтеры очень часто пишут куплет таким образом, что например последовательность Am-C-F-G повторяется 4 раза.
Такой подход слишком прост и как правило утомляет слушателя. Самый простой подход заменить за 4 разом аккорд F на Dm или G на E. Более продвинутые музыканты могут попробовать Bb вместо G или расширение тактов. Такой подход позволяет музыке дышать и направлять внимание слушателя, а также избегать жестких кадансов, которые останавливают развитие.
Наиболее успешной формулой куплета является 3+1 классический принцип.
Пример:
C Am G А 3ч G F G А
такой куплет звучит более изящно и совершенно с точки зрения формы.
Двигаясь еще дальше мы получаем 8 тактовый куплет пример которого можно услышать в следующей песне. Здесь простейшая ячейка I-V, которая двигается по диатонике сцепляет форму и звучит очень органично.
Еще один пример 8 тактового куплета
Гармония C-Am-C-F-C-G-C-G все время крутиться вокруг тоники обеспечивая единство.
Отличный пример 8 тактовой при этом модальной! гармонии:
Козырный туз для любого автора песен это следующий прием:
Асимметрия куплета
Попробуйте услышать, как работает этот прием здесь
Более подробно о нем я рассказываю здесь http://songwriting.ru/
Еще один шикарный прием это куплет ложный припев, как в следующем примере
Как только вы решили, что припев это вторая половина куплета появляется истинный припев, что ломает «шаблон»
Также на западе достаточно популярен блюзовый куплет. 12 тактовый период из 3 предложений. Как в следующей песне:
Также Вы можете попробовать сочинить куплет без повторений или целиком сочиненный куплет. Это как правило 16 тактовый период в котором нет устойчиво повторяющихся гармонических ячеек.
Отличный пример такой песни
Не забывайте, что песня позволяет экспериментировать, но в рамках разумного. Не бойтесь обрезать, добавлять такты. Изучайте успешные структуры.
В следующей статье поговорим о пре-хорусе.
Отличная серия статей!
Отличная статья о формах куплета. Только 2 и 3 видео не отображается. может напишете названия этих клипов?
Благодарю за статьи, Денис!
Вопрос к развитию темы: какие, по-вашему, есть удачные примеры музыкальных структур для стихов с системой рифмовки:
А
А
В
С
С
В
Возьмём классический случай, когда строки с рифмами А, С — одной длины по слогам, а строки с рифмой В — либо одной длины с “А, С” (без учёта различий “женских/мужских” рифм), либо короче.
Но другие “неклассические” случаи мне тоже любопытны.
С уважением
Дмитрий
спасибо большое Денис! за ваш труд, за ваш вклад в помощь начинающим. большое спасибо!!!
Спасибо, фантазия заработала.
Может не в тему, но Вы присылали таблицу аккордов цветную. Как в ней разобраться и как ее использовать?
Никак не пойму.