Как известно, одна из основных задач музыкальной гармонии — это дополнение мелодии и раскрытие ее образного строя.
Хорошо написанная мелодия, как правило, содержит в себе направление гармонического движения, которое каждый композитор или аранжировщик использует для составления полной схемы гармонизации.
Классическая школа строится в основном на выполнении заданий по гармонизации в 4-х голосии.
При этом как таковых базовых принципов гармонизации мелодии не выделяют. (По крайней мере я таких не нашел).
Однако учебники и живая музыкальная практика всегда отличаются, в том числе и в подходах к гармонизации мелодии.
В поисках различных вариантов гармонизации мелодии я нашел 2 варианта, которые перекрывают все возможные варианты гармонизации, как в модальной так и в тональной гармонии.
Сразу отмечу, что эти принципы отражают взаимодействие мелодии и гармонического сопровождения, а не законы гармонии и мелодии. То есть, данная классификация предполагает следующую иерархию
Такой подход позволяет более свободно экспериментировать с гармонизацией и получать современной звучание.
Итак, рассмотрим 2 вида взаимодействия аккордов и мелодии.
1. Мелодия подчиняет гармонию.
2. Гармония подчиняет мелодию.
При этом в каждом пункте можно выделить еще несколько.
1. Мелодия подчиняет гармонию
Данный подход является базовым во многих стилях музыки и основан на доминировании мелодического начала.
Любая нота мелодии принимается за аккордовую, не аккордовую или хроматическую.
Здесь стоит отметить, что само понятие аккордовых-неаккордовых нот является достаточно условным поскольку не отражает реальной музыкальной ситуации и используется больше для удобства работы с гармонизацией. Например, нота B в аккорде Am можно назвать неаккордовой, а можно принять за надстройку sus2 тогда она превращается в аккордовую.
После маркировки тонов мелодии выстраивается гармоническая цепочка. При этом выбор аккордовых тонов может быть абстрактным ( например, каждая целевая или длинная нота может выполнять роль только 4 ступени или только 7 ступени аккорда).
Или основанным на принципах тонального движения. Например, 7 ступень мажора в тональном движении, гармонизуется, чаще всего, D функцией, а в джазе любым аккордом.
Базовым подходом в данном методе будет сохранение тональности мелодии и подчеркивание отклонений если они присутствуют.
2. Гармония подчиняет мелодию
Аккорды двигаются в любом установленном композитором порядке. Это может быть и тональное движение. Можно использовать отклонения, далекие модуляции, необычные переходы.
Мелодия здесь это только базовый посыл для раскрытия гармонии. Любая нота мелодии может быть помещена в любую тональность и гармонизована.
Как пример, посмотрите на гармонизацию гаммы C мажор
Начинается она с Db мажора, затем двигается Dm и заканчивается в А.
Такая техника позволяет даже самую тривиальную мелодию заставить звучать очень необычно и интересно.
Помните, что это только базовые принципы, которые нужно использовать, как указатели при использовании самых разных способов гармонизации.
Просто не забывайте, кто главные в этой паре мелодия или гармония.
Начинается она с Db мажора, затем двигается Dm и заканчивается в А, не в FmaJ ?
заканчивается в F лидийском
Интересная идея.
А разве во втором случае мелодия не подчиняет гармонию?
“Любая нота мелодии может быть помещена в любую тональность и гармонизована” – то есть мелодия признается первичной, а гармония может быть подобрана произвольно под нее.
Не обязательно. просто в любом случае нота будет каким либо аккордовым звуком, но сами взаимосвязи ступеней, лад никак не влияют на гаромнию
Фай не найден ((
Слух у меня, должно быть, совсем никакой, гармонизация гаммы C-мажор почему-то совсем не понравилась, красиво для меня звучит одно лишь последовательное сочетание Dm – G#m 🙁
а это пример не для красоты. Это лишь вариант того, как можно гармонизовать гамму. если это разделить на8 тактов, подать в отличной оркестровке то будет звучать отлично!
А как применяется на практике гармонизация мелодии или баса?как прооявляется умение гармнизации при создании какой-либо мелодии или песни в целом?
С трудом представляю как можно заниматься практикой, не понимая как гармонизовать мелодию. В результате непонимания этих элементарных вещей, можно услышать как большой процент современной музыки основан на корявых мелодиях жестоко привязанных к гармонии или на шикарных мелодиях с убогой гармонией. Любая мелодия должна быть гармонизована – это вроде логично. Это и есть практика. Это совсем не теория
а из этой уже гармонизованной последовательности готовой можно как-то выделить одноголосную красивую мелодию?
Александр – конечно можно примените интервалы и поэкспериментируйте
file not found
выдал мне плеер