Минорная гамма или минорный лад – один из самых популярных ладов в современной музыке. Минор имеет широкий диапазон создаваемых образов от меланхолии и светлой грусти до максимально мрачного звучания.
Одна из особенностей минора, состоит в том, что в натуральном виде этот лад не относиться к ладам тональной музыке и максимально близок эолийскому ладу. В тональной же музыке наиболее часто употребляется гармонический минор, который отличается от натурального повышенной 7 ступенью.
Поэтому натуральный минор обладает пасторальным, мягким, народным звучанием и часто используется в современной музыке для создания песен без трагического оттенка.
Гармонический минор за счет наличия в нем интервала увеличенной секунды может иметь восточный оттенок звучания, что очень часто используется современными рок музыкантами.
Существует несколько способов построить минорные лады.
В сравнении с мажорным ладом
Если Вы умеете строить мажорный лад, то для получения минора Вы можете сделать следующее
а) Для получения минора расположенного на той же тонике вам нужно понизить 3, 6, 7 ступени
Например, возьмем натуральный до мажор
теперь понизим (то есть спустимся на полтона без изменения названия ноты) 3 ( ми), 6 ( ля) и 7 (си) ступени лада:
получили до минор натуральный.
б) Так как минор и мажор состоят из одних и тех же звуков, то записав мажорный лад от VI ступени получим также натуральный минор. Такие лады называются параллельными.
Так как в до мажоре VI ступень это нота ля, то получим следующие звуки:
Еще один вариант – это использовать готовую схему лада. Для натурального минора это
тон+полтона+тон+тона+полтона+тон+тон
И последний вариант это сочетание тетрахордов.
Нижний тетрахорд в миноре всегда неизменен и называется минорным или эолийским:
в сочетании с фригийским он дает натуральный минор
в сочетании с увеличенным тетрахордом получится гармонический минор
в сочетании с мажорным получим мелодический минор
Мелодический минор имеет неопределенное звучание и часто используется в джазе и даже иногда может называться джазовым ладом. В классической музыке, как правило, в нисходящем движении заменяется на натуральный минор.
Более простая схема разновидностей минорной гаммы
Натуральный минор 1-2-3b-4-5-6b-7b
Гармонический 1-2-3b-4-5-6b-7
Мелодический минор 1-2-3b-4-5-6-7
Как видите, построение минорной гаммы не представляет труда.
]]>
Спасибо, всё ясно и доступно! Единственное что не понял, почему в двойной доминанте ре диез? Разве не си-ре-фа# (за счет повышенной VI ступени), или вместе с фа должна повыситься и ре?
двойная доминанта это доминанта к доминанте.Соответственно доминанта к ми мажору это си-мажор.Но в миноре может также встречать аккорд IIm – однако он более характерен для дорийского лада
Ясно, спасибо – я неправильно думал, что при построении двойной доминанты сохраняется тональность тоники.
Кстати в первой встречающейся двойной доминанте описка – там ля закралась)