Решил создать небольшой конспект по аккордовым заменам. Не знаю пока сколько пунктов получится. Первая часть уложилась в 15.
Итак, проверяем свои знания:
Краткая шпаргалка по аккордовым заменам (часть 1)
1) Любой доминантовый аккорд (7) можно заменить на аккорд тоника которого отстоит на тритона от исходного. Например, C7 заменяем на Gb7. Данная замена называется тритоновой
2) Любой аккорд доминанты (V7) можно заменить исходя из вышесказанного на неаполитанскую доминанту (IIb). ( Db7 вместо G7 в С мажоре)
3) Аккорд субдоминанты (IIm7), можно логично связать с заменой доминанты и получить хроматический каданс типа IIm7-IIb-I
4) Аккорд тоники вне каденции можно заменить на верхнюю медианту (IIIm7 или Em7 для мажора). Для прерванной каденции можно использовать любые медианты кроме верхней (Например VI, VI7, IIIb, IIIbm, IIIbdim)
5) К любому доминантовому аккорду можно добавить еще один доминантовый. Это может быть двойная доминанта, а также ее тритоновая замена. В более редких случаях сочетаются тритоновые замены и исходные аккорды побочных доминант.
6) Любой доминантаккорд можно изменить используя надстройки, альтерации и их сочетания. Всего насчитывается более 60 вариантов видоизменений.
7) Тонический аккорд d мажоре может принимать следующие виды — мажор, maj7, 6, add6, add9, 6/9, mMaj7
8) Аккорд II или минорная тоника могут принимать следующие виды — трезвучие,6,m7,m9,m11#, mMaj7
9) Наиболее популярно движение по квинтам или квартам ( кварто-квинтовый круг)
10) Доминантаккорд можно превратить в минорный (m7)
11) Аккорд может быть заменен на параллельный мажор/минор. С в Am или Am в С.
12) Минорный аккорд можно заменить на мажор отстоящий на большую терцию ниже. Em в С мажор.
13) Когда в тональности C нужно использовать G7 – вы можете брать любую вариацию аккорда Db (Db9, Db13 или Dbalt)
14) Любому доминантовому аккорду может предшествовать минорный септаккорд m7, расположенный на кварту ниже ( например для С7 это аккорд Gm7).
15) В плагальной каденции можно добавить минорный аккорд субдоминанты ( например, F-Fm-C). Это известно, как Amen Cadence и используется в церковной и госпел музыке.
Продолжение следует.
Обучающий видеокурс Гармония 203: Аккордовые Замены доступен для заказа здесь https://study-music.ru/harmony203/
Пункт 5 не очень понял. Разве перед двойной доминантой не должно быть аккорда субдоминантовой функции? Или речь идет о внутри построения, а не о каденции? А примерчики с двойной доминантой можно?
Оооо, вот за это огромное спасибо!!!
Почему мне в училище так просто не объясняли? Огромное спасибо. Сайт в вечные закладки. Пишите еще!!!!
Чем отличается пункт 13 от пункта 1? Разве в нём не та же самая тритоновая замена?
В этом пункте совмещается косвенная и прямая замена. В первом пункте указано, что септаккорд можно заменить на идентичный тритоновый. В 13 пункте добавлено условие, что если аккорд доминантовый, то допустима любая вариация надстроек и альтераций. Таким образом – если септаккорд не доминантовый, то использование более сложных вариантов чем в исходном будет не всегда обоснованно. Доминантовый же, по сути, можно усложнять до бесконечности ( в рамках стиля конечно же)
Супер. Я любитель и всю жизнь искал нечто подобное: просто и понятно.
Исходя из пункта 2, можем ли мы утверждать, что аккорд IIb ступени в обороте, скажем, I – Vm – IIb – I (дважды гарм. мажор) будет выполнять доминантовую функцию, а не функцию субдоминанты?
Прошу прощения, ошибся с оборотом: I – IVm – IIb – I
Да конечно это будет доминанта