Сегодня я хотел бы поговорить об особенностях аранжировки басовой партии. А конкретнее бас-гитары.
Конечно существуют некоторые отличия между партией написанной для бас-гитары и синтезаторного база, но в целом нужно помнить, что изначально синтезаторы просто заменяли бас-гитару и функции басового инструментам практически в любом стиле остаются неизменными.
Функция бас-гитары в самом простом виде это обозначение гармонии и создание дуэт с ударными.
Некоторые очевидные советы по аранжировке баса:
1. Партия баса и ударных должна быть согласована
Басисты практически всегда стараются построить свою партию таким образом, чтобы она ритмически максимально повторяла партию ударных. Также некоторые имитируют и тембровое разнообразие ударных на басу. Например, бочка низкая нота, малый барабан нота на октаву вверх. Насколько мне известно, этой техникой в аранжировке активно пользовались Led Zeppelin. Послушайте в качестве примеров песни Nobody’s Fault By Mine и Immigrant Song, Song Remains the Same.
Этот же совет касается согласования левой руки фортепиано и партии баса. Слишком большой асинхрон создает кашу в аранжировке, особенно если партии расположены в одном диапазоне.
Особое внимание нужно обращать на согласование при использовании синкоп. Важными являются так называемые anticipation доли — слабая 3 и 8 восьмые. Если бочка акцентирует эти доли, то желательно чтобы бас также обозначал их. Иначе синкопа будет размазанной и создаст ощущение не слаженной игры.
2. Будьте осторожнее с заполнениями
Конечно если Вы пишите аранжировку для трио, где нет аккомпанирующего инструмента или есть только гитара и ударные, то вы можете попробовать расширить функцию баса и добавить сольную вставку.
Однако здесь возможно следующие недоработки:
-если Вы не басист и не гитарист, то большая вероятность того, что заполнение будет звучать искусственно.
– если в этот момент играет другой инструмент, то может появиться только дополнительная каша, а партия баса не будет рельефно читаемой в миксе
– если бас остается один с ударными, то может возникнуть провал в фактуре
Как видите, ошибиться достаточно легко.
Однако это не значит, что вы должны отказаться от развития басовой партии. Если Вы хотите сделать заполнение, то постарайтесь сделать так, чтобы оно звучало органично, как часть все партии в нижнем или среднем регистре. Проанализируйте партии известных басистов и запомните 15-20 заполнений. Этого вам хватить для генерации своих собственных.
3. Верхний регистр баса можно использовать для мелодий
Вы можете включить бас в фактуру аранжировки, как мелодический инструмент. Он очень органично звучит во многих составах и может поддержать фортепиано или гитару, а также вокал. Под верхним регистром подразумевает все что находиться выше 12 лада 1 струны (G).
При написании такой партии Вы можете не думать о согласованности с ударными. Здесь важно проследить за голосоведение и естественностью самой партии.
Для этих целей отлично использовать безладовый бас. Хорошие примеры можно найти, например, в аранжировках Л.Агутина.
При написании партитуры используйте скрипичный ключ для этого диапазона (читается на октаву ниже, как гитарный). Это более удобно и позволяет мыслить более мелодично:)
4. Если вы не понимаете, что вы делаете не пишите ниже ноты E
И классический контрабас и бас-гитары до недавнего времени прекрасно обходились без 5 струны и использование нот ниже E должно было быть обосновано.
Конечно если Ваша композиция в тональности Eb, то возможно использование данной ноты будет уместно. Но тут нужно помнить о том, что мензура бас-гитары не может математически точно соответствовать звучанию этой ноты. Поэтому ноты ниже E практически всегда звучат без интонации — то есть басист может играть даже на полтона ниже — звучать все равно будет хорошо:)
Стили в которых используются ноты супернизкого регистра это — металл, рок, сальса. В танцевальной музыки для этих целей есть саб-бас.
Ну и кроме того, не забывайте, что у басиста не всегда может быть 5 струнный бас.
Самое главное знайте, что вы делаете и при возможности не забегайте слишком низко.
Интересная практика для современной музыки – использование одновременно живой бас-гитары и синтезаторного саба. Получается более мощное звучание, т.к. синтезатор даёт более чистый звук на таких низких частотах. Также электронный саб даёт возможность использовать сайдчейн компрессию, упраляемую бас-бочкой, что более органично связывает ритм-секцию. При этом используя преимущества электронной музыки, мы оставляем живое звучание настоящей бас-гитары.
К статье хотелось бы дополнить про функцию баса в аранжировке – связь ритма и гармонии. Осознание этого момента очень помогает при сочинении партий баса и его сведении.
По поводу “ниже Е”…Ни для кого не секрет,что метал,гранж,альтернатив и т.д. гитаристы в основном пользуются пониженным строем…Просто ставятся струны (нижние по звуку,до 4-й включительно) большей толщины.. Думаю,что и бас гитара в этом не подкачала бы. Я не басист,но считаю,что такой прием вполне бы подошел и к бас-гитаре.
Есть такой момент, что основная гармоника ноты E1, на которую настроена 4я струна бас-гитары, имеет частоту 41,2 Гц. Бытовые аудиосистемы начинают захлёбываться на частотах 40-45 Гц и ниже. Это имеет смысл учитывать при выборе тональности композиции. Если она должна звучать низко и мощно, то имеет смысл выбирать из тональностей от F до условно A. Ниже будет звучать менее убедительно на бытовых колонках, а выше – недостаточно басово.
У Архитектс бас в фа со струной .165. Всё нормально звучит. Да, основной тон воспроизводится плохо на плохой акустике, но это и не нужно, звук получается за счёт гармоник.