Приветствую!
Сегодня я хотел бы поговорить об импровизации с необычной позиции. Как правило, мы рассуждаем об импровизации либо с технической либо с художественной точки зрения.
Голова музыканта, который осваивает импровизацию забита гаммами, аккордами, ликами, фразами и прочей атрибутикой)
Однако также важно иметь взгляд сверху о том какое влияние оказывает на нас обучение импровизации.
И также не могу отметить, что это двусторонний процесс, то есть от типа личности зависит склонность к обучению импровизации и скорость прогресса.
Однако давайте обо всем по порядку.
Какие качества личности развивает импровизация?
Несомненно из очень много, но чаще всего выделяют следующие:
1) Проницательность и мудрость
2) Целостность
3) Лидерство
4) Умение рисковать
5) Многогранность
Разберем каждый из этих пунктов подробнее:
1) Проницательность и мудрость.
Перед импровизатором каждую секунду стоит выбор из огромного числа художественных средств — аккорды, гаммы, лики, фразировка и т.д.
Проницательность подразумевает умение заглянуть вглубь каждого элемента и увидеть наиболее оптимальный вариант его использования в нужном контексте.
Мудрость в импровизации проявляется в следующем:
– Подсознательное знание о том, когда играть, а когда молчать (одно из важных качеств)
– Как использовать идеи других музыкантов и как их обрабатывать ( развивать)
– Как удерживать внимание слушателя и сделать так чтобы он не заскучал
2) Целостность
Это то качество, которое действительно необходимо для музыканта при общении с коллегами. Я бы охарактеризовал его как умение ходить по лезвию бритвы.
Вот лишь часть проблем за решение которых отвечает данное качество:
– Нужно ли музыканту осваивать новые неизведанные территории или идти удобным, уже известным путем?
Многие замыкаются в рамках освоенного стиля и боятся сделать шаг в сторону, что практически всегда приводит к творческой деградации поскольку если Вы не движетесь вперед, то неизбежно движетесь назад.
– Как преподносить себя как музыканта таким образом, чтобы не перейти в статус заболевшего «звездной болезнью» и с другой стороны, как не загубить талант бесконечной самокритикой?
Огромное количество музыкантов боятся сделать первый шаг по причине того, что считают себя недостойными. С другой стороны мы видим огромное количество начинающих музыкантов с завышенной самооценкой. Здесь, по сути, нужно познать дзен, чтобы найти золотую середину:) Но никто не обещал, что это будет легко)
– Должен ли музыкант относиться к другим с состраданием или идти по головам?
Последний вопрос особенно актуален в достаточно агрессивном на данный момент шоу-бизнесе. Здесь каждый решает сам, какой стратегии выгоднее придерживаться.
3) Лидерство
Классическое правило — для того, чтобы управлять необходимо уметь подчиняться действует и в импровизации.
Неопытные музыканты следят только за своими идеями и не слушают других музыкантов. В то время как опытный импровизатор не только задает тон импровизации своими музыкальными идеями, но и в нужным момент подхватывает идеи своих партнеров.
Это подобно игре в футбол или баскетбол — если вы не пасуете то неизбежно проиграете.
Наиболее успешные коллективы характеризуются умением передавать эстафету лидерства.
4) Умение рисковать
Импровизация это всегда риск. Даже если у вас абсолютный слух, Вы не можете предугадать действий других музыкантов. Особенно большой риск это играть то, что слышишь в первый раз и понятия не имеешь что делать.
Лучшим способом для подготовки себя к риску в импровизации является развитие внутреннего слуха и наработка базы ликов и фраз.
5) Многогранность
Музыкант занимающийся импровизацией редко может застрять в рамках одного стиля или жанра.
Постоянное общение с музыкантами в живой музыкальной обстановке формирует своеобразную музыкальную лояльность. Вы учитесь смотреть на любую музыку как на источник вдохновения и способ воплощения идей.
Как видите, данные качества развиваются в процессе обучения импровизации и в то же, время их развитие влияет на Вашу личность.
Как говорил Майлз Дэвис: Только по тому, как музыкант держит инструмент можно понять стоит ли оставаться на концерт или нет.
0 комментарий (-ев) к статье "Развитие личности через обучение импровизации."