Сегодня я хотел бы поговорить о развитии слуха. Однако наш разговор будет касаться не стандартных видов слуха, которые развиваются в частности на уроках сольфеджио.
Мы поговорим о более сложной разновидности слуха, которую условно называют интонационно-мелодическим слухом.
Для того, чтобы понять, что это за такой загадочный слух:) необходимо вспомнить о том, что такое интонация.
Интонация это первичная ячейка музыкального языка.
То из-за чего. и почему музыка стала музыкой.
Первые интонации безязыкового общения людей отражали их наиболее важные эмоции и чувства — гнев, радость, боль и т. д. На определенном этапе язык послужил основой для музыки и т.д ( это не тема данной статьи — если интересно, то смотрите материалы по теме интонация).
Однако если любой человек без труда может отличить интонацию гнева от интонации радости, то отличать музыкальные интонации может далеко не каждый музыкант.
Интонационно-мелодический слух — это то, что позволяет нам слышать мелодию не как набор бессмысленных звуков или как простое движение от звука к звуку. Этот слух позволяет нам понимать смысл и логику движения интонации, предугадывать движение мелодии и максимально близко подходить к разгадке смысла заложенного композитором.
Для обычного человека данный слух в целом не характерен. Возможно меломаны и люди хорошо понимающие музыку имеют какой то зачаток интонационного слуха, но он формируется, как правило, стихийно и имеет, если так можно выразиться, не высокое качество.
Основой формирования такого слуха является окружающая человека музыка.
Это еще одна разгадка того, почему у людей разные вкусы.
После того, как интонационный слух в простейшем виде сформирован, мозг считает, что уже знаком со всей необходимой информацией относительно музыки и перестает осмысливать любые неизвестные для него интонации.
Если очень просто,то слушатель шансона именно по этой причине не может понять классику. Любитель металла не понимает интонационного смысла джаза и т.д
Однако для музыканта важно иметь высокоразвитый интонационно-мелодический слух — так как музыкант должен не только воспринимать интонацию, но и уметь ее передать или воссоздать, если речь идет о композиторе.
Здесь можно сравнить музыкальный язык с обычным.
Чем глубже мы проникаем в язык, тем больше оттенков можем использовать в речи или, например, понимать достаточно сложные книги, читать философские трактаты.
Так же и музыкант — чем глубже он проникает в интонацию, тем честнее и профессиональнее он может ее выразить с одной стороны и понять замысел композитора с другой.
Как формируется интонационный слух у музыканта?
Первый этап — это произнесение и осмысление интервалов.
Любая мелодическая линия представляет собой чередование интервалов, как наименьших интонационных комплексов.
Затем подключается ладовое чувство и ритм.
Таким образом, музыкант постепенно осваивает всю совокупность приемов из которых состоит интонация.
Первый этап — это умение воспринимать интонацию и понимать ее смысл на основе имеющегося слухового опыта и знаний.
Далее следует второй этап — умение передать или воплотить интонацию в исполнении/сочинении.
Здесь происходит очень сложный процесс конвертации образов находящихся в голове музыканта в осязаемые звуки.
Большая проблема музыкантов не развивающих интонационный слух состоит в неумении познавать интонацию и передавать ее.
В исполнении это угадывается как не правильное фразоведение, невнятное интонирование и т.д
В композиции это проявляется как нагромождение интонаций, потеря логики движения.
То же самое и в импровизации.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие интонационно-мелодического слуха позволяет исполнять, воспринимать и создавать музыку осознанно.
И первым этапом для вам может быть изучение интервалов и их интонационного смысла, а затем накопление багажа интонаций.
Успешного вам развития слуха и до связи!
Денис, Вы говорите “В композиции это проявляется как нагромождение интонаций, потеря логики движения.”
Как можно отличить сложную композицию высокопрофессионального композитора от нагромождения интонаций начинающего. И сразу обратный вопрос. Что, если начинающий тянется к нагромождению, а иначе мелодия кажется ему скучной? Должен ли начинающий стремиться к минимализму и как этого достичь?
Также как мы отличаем бессмысленное нагромождение сложных слов псевдоученых от романов выдающихся писателей.
Тяга к нагромождению это попытка компенсировать отсутствие смысла.
Минимализм в музыке это определенный стиль, который не является обязательным для большинства музыкантов.
Любому же музыканту нужно стремится к ясности и логичности в построении музыкальной мысли, что достигается только при экономном использовании художественных средств. Получение максимального художественного эффекта путем использования минимальных технических средств это то за что ценится любой композитор.
Если можно что то убрать, то лучше убрать
Если есть возможность что то не добавлять, лучше не добавлять
1 мелодия 1 идея
1 симфония 1 идея
и т.д.
И последнее – начинающему вообще не стоит заниматься сочинением музыки – его задача сосредоточится на освоении инструмента, теории, развитии слуха и музыкальной литературы. А лет через 5 после получения нужной базы можно переходит не спеша к обучения композиции.