Сегодня поговорим о том, как написать мелодию на текст песни
Если Вы предпочитаете сочинять песню исходя из готового текста, то возможно для Вас большую проблему составляет создание мелодии и аккордового сопровождения для Ваших текстов.
Многие в этом случае ищут соавторов и работают в паре. Однако Вы можете самостоятельно написать отличные мелодии для Ваших текстов, если будете следовать рекомендациям о которых мы поговорим ниже.
Особенность написания мелодии из текста является то, что в этом случае мелодия имеет первостепенно значение, в отличие от аккордовой последовательности. Это объясняется тем, что как правило в хорошем тексте уже заложены яркие образы, которые необходимо подчеркнуть именно в мелодическом движении.
Для начала Вы можете создать схематичную прогрессию аккордов, а в последствии Вы можете ее поменять. Но на первом этапе это хороший инструмент для работы над мелодией.
Возьмите любую базовую прогрессию и начинайте.
1. Прочитайте текст вслух несколько раз.
Попробуйте варьировать темпы — быстрый, средний, медленный. Прочувствуйте ритм вашего стиха. Он может дать вам импульс для построения фразировки. Очень часто внутри текста уже заложенное определенное ритмическое движение и прообраз фразировки, не стоит ими пренебрегать.
2. Оцените эмоциональный посыл каждой строчки по 10 бальной шкале.
Простое описание может быть оценено в 1 или 2 балла. Яркие фразы и образы — например — я кричу, но ты не слышишь в 9 или даже 10 баллов. Это даст вам более ясное понимание того, какие художественные средства необходимы для подчеркивания текста мелодией. Здесь нужно учитывать базовые правила написания текстов и помнить о том, что мелодия и в целом аранжировка должна помогать тексту и уж точно не противоречить ему.
3. Для каждой части песни напишите 2-3 слова которые характеризуют ее наиболее четко и ясно.
Это те слова, которые привлекут внимание аудитории при прослушивании вашей песни. Они должны емко, четко и лаконично показывать идею, суть куплета или припева.
4. Найдите кульминацию каждой части текста. Это должно быть одно слово.
Кульминация текста поможет вам при построении кульминации в мелодии.
5. Перейдите к музыке.
Играйте первый аккорд из прогрессии и пойте приму аккорда. (Для С мажора С для A минора A и т. д.). Попробуйте изменить лад. На данном этапе ваше задача найти нужный ритм, поэтому интонации могут быть максимально простыми.
6. Начните читать ваш текст на этой ноте.
Акцентируйте важные слова более долгими длительностями. Поймаете нужный ритм стихотворения и перенесите его в мелодию
7. Теперь попробуйте сыграть прогрессию и изменять ноту в мелодии в зависимости от аккорда.
Здесь можно положиться на слух. Придерживайтесь выбранного ритма. Экспериментируйте с длинной аккордов и их сменой
8. Обозначьте эмоциональный посыл.
Пойте мелодию под выбранную прогрессию используя схему:
Для строчек с баллам 1-3 используйте тонику в мелодии, для строчек 3-5 терцию, для 7-8 квинту, а для 9-10 высокую тонику
9. Создайте скачки на словах отмеченных в пункте 3.
Просто позвольте мелодии двигаться более широко именно на этих словах
10. Кульминация.
Самая высокая нота должна приходиться на слово из пункта 4. Подойдите к нему плавно либо ярким скачком
Что даст Вам такой подход?
В первую очередь генерацию идей. Если Вы не знаете с чего начать идите по этим 10 шагам и возможно Вы начнете чувствовать мелодию, слушать ее и дальнейшие действия уже не пригодятся.
В любом случае, следуя этой схеме Вы получите какой-то эскиз, с которым можно будет работать дальше. Вы можете изменить прогрессию, проработать мелодию и ее интонации, сделать развитие и т. д.
Помните, что лучшее творчество это использование ограничений.
Это работает в любом аспекте создания песен.
-
Практика сонграйтинга 101: Гармония и формаПродаваемый товар2,450.00₽ – 15,500.00₽
-
Анатомия хита 2.02,500.00₽ – 10,500.00₽
-
Создание песни от А до Я: Пакет курсов5,500.00₽ – 18,000.00₽
Денис, по – моему ты загнался!!! Ну, повешать лапшу на примере чужих произведений это ладно. Но, учить сочинять?!! Может выставишь что – нибудь своё? Наколбасить столько “учебного” материала и не похвастаться хотя – бы одним Хитом… Ждём.
Если Вам лень зайти на страницу Кто мы, то это не моя проблема. Музыканты и мое окружение знает то, что я делаю и качество той музыки которой я делаю. Цели доказывать кому то, что-то у меня нет. Заходите и слушайте, изучайте. Понравиться хорошо, не понравиться тоже хорошо.
Кстати, что значит вещать лапшу на примере чужих произведений. Почти все уроки которые я записываю сделаны на примере того, что я сочиняю.
Как раз не обязательно.
Человек, который учит что и как нужно делать совсем не обязательно сам должен этим заниматься.
Поясню.
Если хорошо чем-то заниматься, то надо делать только одно дело -* учить, так учить. Сочинять, так сочинять и все.
Денис очень хорошо учит. Слава Богу, что не распыляется и сосредоточился именно на процессе обучения. Это главное. Важно не что сочинил УЧИТЕЛЬ, а важно, что он может умело, легко и доходчиво донести до человека, “плавающего” в теории суть дела. Это ценно.
А великие художники, писатели и т.д. могут оказаться весьма плохими и неумелыми учителями. Учитель и представитель профессии это разные люди. Учитель это дар и его надо беречь. Важно знать секрет, методику и уметь это вложить в голову “чайнику”.
Спасибо за участие в дискуссии, но проблема в том, что практикой я тоже занимаюсь достаточно активно, просто как написал Выше цели нет доказывать кому-то. Кто хочет тот найдет, узнает и послушает. Ну и кстати в подтверждение вашей позиции – творчество и обучение творчеству это 2 большие разницы. Именно по этой причине уроки от звезд это, как правило, популизм без малейшей пользы.
Спасибо, Денис! это интересный подход. И полезный!
Чудесная иллюстрация к эмоциональному посылу 😉 А вы говорите, – Плохой учитель, плохой учитель … 🙂
Я без бабок по жизнь, ели за хату хватает заплатить, занимаюсь музыкой черпая по чуть от куда только можно что то почерпнуть. Спасибо за статью, бабки будут ещё может куплю что нибудь))))
Спасибо за статью, наткнулся когда сам искал важные аспекты сочинения мелодии. Все по делу, можно еще про лад добавить, что по сути является отражением веселой или грустной) но есть еще народные лады и прочие, тоже интересненько может выйти
Прикольная статья
Здравствуйте, вот у меня есть текст, и я вообще не шарю в музыке, но надо подобрать фундамент для минусовки что бы подогнать текст под него, что посоветуйте ?