В этой статье мы поговорим с вам об основах образования ладов на основе тетрахордов. Это система, которая использовалась в древней Греции и с определенными поправками перешла в классическую и современную музыку.
Тетрахордом называется отрезок лада из четырех звуков или просто 4х ступеневый звукоряд ( от слов тетра – четыре и хорд струна).
Система тетрахордов была базовой в греческой музыке и использовалась для построения ладов.
Сегодня большинству музыкантов тетрахорды известны из уроков сольфеджио. Как правило, гамму мажора или минора разделяют на 2 тетрахорда и поют сначала один, а потом на октаву ниже второй, что позволяет ученикам с небольшим диапазоном голоса петь лад от любой ноты. В нотной записи это выглядит следующим образом:
Однако главное удобство тетрахордов не в том, что их можно использовать в сольфеджио, а том что любой лад состоит из тех или иных тетрахордов, что позволяет очень легко запомнить структуру ладов, а также изобретать свои собственные.
Так как одним из важных условий для образования тетрахорда является его поступенность, то любой тетрахорд ограничен диапазоном кварты (это одно из определений тетрахорда в целом – лад из четырех звуков в пределах кварты)
Поэтому количество тетрахордов конечно. Вот некоторые из них.
Например, мажорный тетрахорд ( он же называется ионийским)
в сочетании с мажорным дает обычный мажор, в сочетании с минорным мелодический минора, в сочетании с увеличенным тетрахордом гармонический.
Сочетая фригийский тетрахорд с фригийскийм получаем фригийский лад:
лидийский с мажорным получим лидийский лад
Такой подход позволяет взглянуть на лады, как более простую организацию звуков и быстрее запомнить их звучание. Все что Вам нужно это научиться петь 4 звука тетрахорда и сочетать их с другими тетрахордами.
Данный подход проверен годами и однозначно рекомендуется всем изучающим теорию музыки и сольфеджио.
Используя сочетания разных тетрахордов вы можете получать новые звучания и лады. Например, 2 лидийский тетрахорда дадут незамкнутую в октаву ладовую систему, а смещение 2 минорных тетрахордов дает уменьшенный лад.
Здесь нужно помнить о том, что базовые правила говорят о разделении тетрахордов расстоянием квинты, то есть независимо от того на какой ноте заканчивается первый тетрахорд, второй всегда начинается с 5 ступени. Но так как ступень может быть понижена, то возникает возможность для сочетания 2 минорных тетрахордов
у вас на картинке с фригийским тетрахордом + фригийский написано “фригийский” и “минорный” хотя полутона располагаются и там, и там 1 2 2
Если 2 2 1 – мажорный, а 1 2 2 – фригийский, то минорный это 2 1 2 – минорный? Какой тетрахорд минорный, а какой фригийский?
Еще написано, что мажорный тетрахорд в сочетании с мажорным дает обычный мажор,
в сочетании с увеличенным тетрахордом гармонический мажор
а в сочетании с минорным мелодический минор. Как может быть мелодический минор, если первый тетрахорд мажорный? Немного не понятен этот момент