Фраза в музыке это понятие музыкального синтаксиса, которое обозначает определенный элемент музыкального языка, имеющий однако достаточно широкое толкование, в отличие от мотивов и предложений и периодов.
Фраза может рассматриваться от общего к частному или наоборот от частного к общему.
В одном случае говорят, что фраза это элемент формы, который состоит из 2-3 мотивов, которые либо развивают одну идею либо создают контраст образов на основе двух разных мотивов/интонаций. Часто фраза является самостоятельным построением, после которого возможен переход к новой музыкальной мысли.
В другом случае говорят, что предложение состоит из нескольких фраз. То есть фраза выступает как связующее звено между мотивом и предложением.
Одна из особенностей фраз, как элементов музыкального синтаксиса является вездесущность – они пронизывают музыкальную композицию на всех уровнях и во всех типах развития. Фактически можно создать музыкальное произведение без предложений или периодов, только на основе бесконечного чередования слабо связанных друг с другом фраз, что мы можем слышать например в джазовых, блюз, рок импровизациях.
Фраза не ограничивается двухтактом и двухмотивным составом – один из важных признаков фразы это ей гибкость – например, двухтактовая фраза может состоят из 3х мотивов
два мотива могут образовывать трехтактовую фразу
Так как фраза образуется из мотивов, то мы легко можем обозначить способы создания фразы из мотива:
- Сцепление новых мотив
- Повторение мотива
- Варьирование мотива
- Секвенцирование мотива
- Неделимая фраза
На звучание фразы, как и на другие элементы синтаксиса тональной музыки влияет ее ладовая структура. Так как у нас есть два типа звуков устойчивые и неустойчивые, то существует 4 следующих типа фраз:
I. фразы, начинающиеся и оканчивающиеся на устойчивой ступени;
II. фразы, начинающиеся на устойчивой ступени и оканчивающиеся на неустойчивой;
III. фразы, начинающиеся и оканчивающиеся на неустойчивой ступени;
IV. фразы, начинающиеся на неустойчивой ступени и оканчивающиеся на устойчивой.
Фразу по другому можно назвать большим мотивом так как в одномотивной фразе происходит их слияние.
Длина фразы может варьироваться от половины такта до 8 тактов, таким образом появляются фразы-предложения. Такие фразо-предложения представляют собой единое, неделимой мелодического движение, которое невозможно разделить на отдельные фразы
Фразы могут быть основной свободных построений и сквозных форм, не объединяясь в более крупные элементы формы:
В данном случае фраза музыкальная схожа с языковой, мы очень часто может разговаривать только фразами, без объединения их в какие либо осмысленные единицы типа предложений или абзацев, что, кстати, особенно ярко проявляется в разговорной, то есть импровизационной музыке, где исполнитель, чаще всего, просто не имеет возможности организовать импровизацию в что-то большее чем фраза.
Выделим наиболее важные особенности фразы:
- Состоит из нескольких мотивов
- Либо, если мотив длинной больше одного такта, то сливается с мотивом образуется фраза-мотив
- Фраза, в отличие от мотива, имеет некую законченность, хотя менее закончена чем приложение и период, так как не имеет каданса
- Фраза может быть основной формы, не склеиваясь в более крупные построения, – например джазовые импровизации или рок-соло построены часто на основе фраз без какой-либо организации
- Фраза не имеет привязки к метру или количеству тактов: может быть двух-тактовая фраза из 3х мотивов, 3х тактовая фраза из 2х мотивов или 5 тактовая фраза-предложение и т.д.
- Простейший способ понять фразу и её многогранность это сравнение с языком – мы можем разговаривать фразами или оборотами речи без объединения их в более крупные построения
- На восприятие и звучание фразы влияет то, с какой ступени она начинается и на какой ступени заканчивается
0 комментарий (-ев) к статье "Фраза в музыке"