Что такое интервальный слух?
Несмотря на очевидность вопроса ответ на него может оказаться неожиданным даже для опытных музыкантов.
Обычно, под интервальным слухом подразумевается способность точно оценить или мысленно представить музыкальный интервал, определить его характеристики и дать точное название.
Такой навык основан на работе музыкальной памяти, так как музыканта должен сопоставить звучащий или представляемый интервал с имеющимися в памяти образцами. Как пишет Назайкинский, для такого действия характерны два свойства: осознанность и активность.
Однако, это конечная точка развития слуха, к которой нам нужно прийти. При этом, интервальный слух, как часть более комплексного, сложного навыка – музыкального слуха – участвует в распознавании мелодии, гармонии, чистоты или фальши в интонировании даже в том случае, если музыкант не знает или не осознает какие интервалы он слышит. То есть, по аналогии с утверждением, что музыкальный слух есть у любого, кто слышит музыку, можно также сказать, что интервальный слух есть у любого, у кого есть музыкальный слух.
Наиболее важными характеристиками интервалов для развития интервального слуха являются:
Фонизм интервала
Понятие аналогичное тембру звука. Как известно, тембр инструмента является результатом доминирования тех или иных гармоник в составе обертонового ряда, то есть фактически набор интервалов.
Фонизм характерен как для гармонического, так и для мелодического типа интервалов. Однако наиболее важен он конечно же для гармонического.
Важная особенность фонизма состоит в том, что он в той или иной степени сохраняется всегда.
Две наиболее важные характеристики влияют на восприятие фонизма интервала:
- Физическая природа звука
- Музыкальный контекст
Физическая природа звука определяет, например, звучание октавы и квинты. Если мы посмотрим на полный состав обертонов звуков, составляющих интервал октавы и квинты, то увидим их практически полное совпадение, что предопределяет восприятие этих интервалов как пустых, воздушных.
Три разных уровня фонической характеристики интервалов:
- Физический уровень – самый простой – слитность, чистота интервалов или наоборот
- Уровень жизненных ассоциаций
- Музыкально-языковой – интервалы осмысляются, как часть общего музыкального языка, в квинте ощущается незаконченность аккорда, гармоническая неполнота
Ладофоническая характеристика интервала объединяет ладовый и интервальный слух и создает противоречия между уровнями фонической характеристики интервала.
Например, октава несомненный консонанс на 1 уровне, будет восприниматься на 3 уровне как часть минорного аккорда, если заканчивает минорное произведение.
Также мы воспринимаем, например, малую терцию вне контекста, как грустно звучащий интервал, как носитель определенной, подразумеваемой нами минорной тоники, однако в контексте мажорной тональности на 3 и 5 ступени этот интервал будет звучат мажорно
Важно отметить, что ладофонические качества интервалов, в отличие от фонических первого уровня, легко переносятся на мелодические интервалы, то есть мы можем воспринимать, например, разрешение 7 ступени в 1, как имеющее в первую очередь музыкальный смысл, но лишь опосредованно и достаточно слабо можем воспринять диссонантность малой секунды, которую легко воспринимаем при гармоническом воспроизведении той же последовательности звуков
- Для мелодических интервалов важным является звуковысотная направленность движения
Психологические признаки простых звуков – высота и тембр (изменяется при изменении высоты)
В простейшем виде, все виды движения можно свести к трем – движение вверх, движение вниз, нет движения. Однако, с точки зрения слухового восприятия, мелодическое движение интервала представляет собой объединение различных компонентов, например:
- Изменение тембровой, объемной характеристики звучания – воспринимается как просветление или наоборот потемнение
- Изменение музыкальной высоты
- Изменение впечатления об удаленности звука – чем выше, тем удалённее, чем ближе, тем ниже
Второй и третий вариант создают ощущение движения в двух плоскостях – по вертикали, во времени и по глубине в пространстве.
Мелодические интервалы вместо фонизма могут рассматриваться в контексте семантики, наиболее важными здесь будут два уровня
- Физиологический – движение вверх напряжение, движение вниз расслабление
- Уровень опыта, бытовых связей, речевых интонаций
- Ладовая трактовка интервалов
Колебание слухового внимания позволяет музыканту с развитым слухом слышать и аккорды, как мелодические интервалы – например, секунды или аккорды с секстой
Величина интервала
Важная особенность оценки величины интервала состоит в том, что ее субъективная оценка зависит от регистра. Любое соотношение звуков обладаем меньшим звуковым расстоянием в низком регистре.
Существует так называемая двух компонентная теория высоты, которая разделяет любые звуковысотные соотношения на два типа
Интервал – соотношение по музыкальной высоте
Дистанция – соотношение по тембровому компоненту высоты
При практической проверкe слухового восприятия интервалов было опытным путем установлено, что в нижнем регистре музыкант склонны воспринимать интервалы как более тесные – например, нону, как секунду, дециму как терцию, а в высоком регистре наоборот.
Такое различие возникает из-за разных способов оценки качества интервала – в среднем регистре большее значение имеет высота, а в низком и высоком регистре на первое место выступает темброво-светлотный и глубинный компонент, который обеспечивает восприятие изменчивости звуков в этих регистрах.
Для музыкальной оценки интервала важно формирование сетки частот, упорядоченность высоты звука в системе принятых координат. Здесь слух использует две оcновы:
Принцип акустического взаимодействия звуков интервала
Этот принцип основан на согласовании звуков по их спектру, то есть основан на восприятии совпадения определенных гармоник в гармоническом интервале, что позже переносится и на восприятие мелодического интервала. На основе этого принципа действуют вокалисты в хоре, подстраивая в начале простейшие интервалы октавы и унисона, затем консонансы и в последствие диссонансы, который фактически настраиваются как унисон между основным тоном и обертоном или унисон между обертоном и основным тоном или между двумя обертонами. Акустическое взаимодействие интервалов определяет их фонизм и помогает отличать чистое интонирование от фальшивого и чисто интонируемые интервалы друг от друга
- Опора на представления о ладовом звукоряде и охвате интервалом определенного количества ступеней
Эта основа осваивается в практике пения и очевидно связана с определением мелодических интервалов на слух
Таким образом, для определения интервалов важны два столпа – натуральный звукоряд (для гармонического слуха) и ладовый звукоряд
Интонационная напряженность
Отражение мускульно-динамических ощущений, которые возникают при ходе на интервал.
- Ладовая характеристика интервала
Оценка ладового качества интервала в музыкальном контексте относится к важнейшим свойствам слуха
Контексты ладового восприятия интервалов:
- Интервалы в мелодии однотонального движения
- Интервал в процессе модуляции или отклонения
- Интервал на границе построений, сопоставление
Принцип узнавания интервала в разных контекстных вариантах
- Системность интервальных представлений (8 интервалов, консонансы диссонансы, виды малы большой)
Чем больше вариантов гармонического восприятия интервала в контексте, тем легче его определить (в первую очередь слух фиксирует очевидные варианты, затем менее очевидные, например, большая септима maj7 и уменьшенная октава в 7#9
Наиболее популярные контексты интервалов изучаются в первую очередь:
Например, для большой сексты это будут ступени VI – I. III-V. II-IV V-III. I-VI
0 комментарий (-ев) к статье "Что такое интервальный слух?"