Одним из распространённых способов развития музыкальной формы является секвенция.
Секвенция – это повторение мотива от разных звуков (в мелодике) или гармонической последовательности от разных ступеней в гармонии.
В этой статье я буду говорить в основном о мелодических секвенциях.
Хотя секвенции были распространены еще в эпоху барокко (например, всем известная Гроза Вивальди насквозь пронизана секвенциями, как гармонического, так и мелодического плана) истинную популярность они начали получать со времен Чайковского. Однако поскольку он применял их порой в довольно предсказуемых обстоятельствах, его часто упрекали в популизме и дурном вкусе. Тем не менее, если Вы хотите создать что-то запоминающееся и въедливое)) – то секвенции, то, что Вам нужно.
Классификацию секвенций можно разделить на несколько групп:
- По типу движения внутри ядра секвенции
- По типу распределения во фразе
- По типу ладового движения
Сделаем уточнение. Ядром секвенции называется мотив, который является основой секвенции. Он может состоят минимум из 2х нот. На практике же, чаще всего используются более длинные мотивы для секвенцирования.
По типу движения внутри ядра секвенции делятся на несколько наиболее распространённых видов:
- Секвенции с выдержанным звуком (очень часто у Баха) (пример 1)
- Секвенция по четыре (N2)
- Противоход по четыре (N3)
- По три (N4)
- Противоход по три (5)
- Секвенция по две (6)
- Терции (7)
- Секунды + Терции (8)
- Кварты (9)
- 2 через 4 (10)
- Квинты
- Сексты
- Септимы
- Октавы
По типу распределения во фразе:
- Квадратные (11)
Квадратная секвенция имеет строение, совпадающее с количеством долей и тактов, в которых она строится.
- Неквадратные симметричные (12)
Это секвенция количество нот и долей, в которой не совпадают с метром и размером такта, но длятся четное количество долей текущей пульсации (например, секвенция длиною в 10 шестнадцатых). Такая секвенция через определенное количество долей такта будет попадать на сильную долю.
- Неквадратные ассиметричные (13)
Секвенция может состоять из нескольких звеньев, при чем каждое звено будут иметь свою структуру не равную долям такта и не делимую на два. (Например, секвенция 7+5)
По типу ладового движения
- Тональные
Движение происходит внутри заранее выбранного лада. В этом случае интервалы между нотами будут видоизменяться в зависимости от того, от какой ступени лада повторяется звено секвенции.
2. Модальные
Движение внутри ладовой структуры. Например, фригийский лад или уменьшенная гамма.
3. Хроматические
Движение по хроматизму (восходящее и нисходящее)
]]>
Спасибо, Денис. Не понимаю, почему на вашем сайте до сих пор так мало отзывов и комментариев. Информация, которую Вы здесь даете, бесценна. Хотелось бы только, чтобы побольше было уроков именно в видеоформате- Вы прекрасный учитель, и когда слушаешь ваши пояснения на видео, все воспринимается гораздо ярче и наглядней. Еще раз огромное спасибо за Ваш труд.
Думаю проблема в том,что за отсутствием опыта я немного неправильно начал работу над сайтом и в результате почти полгода писал в никуда.По сути, только в последние 2 месяца пошли посетители,так что надеюсь скоро будет больше отзывов.Видеоуроки готовлю,скоро будет несколько больших коллекций( сейчас в плане около 100 видеоуроков).Спасибо за отзыв!
Нотные примеры бы…
Имеете ввиду примеры из реальной практики?
Постараюсь дополнить в ближайшее время
Да, перечисление есть, но из текста сложно представить. Не обязательно реально существующие примеры, тем более искать их дольше, чем просто набросать примеры.
Думаю,что сделаю видеодополнение так будет нагляднее)
Совершенно случайно зашла на Ваш замечательный сайт. Спать уже давно пора, а я не могу оторваться. Спасибо! С утра буду учить гаммы Тон-Полутон, а потом “лепить” их, куда придется. Тоже вариант!
Секвенция – один из моих любимых приёмов в сочинении музыки.
you tube downloader
Денис, спасибо за этот сайт! Кладезь полезной информации! Если начинающий музыкант попадет сюда в 11 вечера, то спать он ляжет не раньше 5 утра =)