Теория музыкального синтаксиса определяет правила деления музыки на различные единицы, обладающие музыкальным смыслом.
Мотив в системе музыкального синтаксиса – это мельчайшая единица, деление которое дальше невозможно без потери музыкального смысла.
В метрической теории Римана(теоретик предложивший консервативную теорию метрического деления музыки) мотив равен обычно одному такту и по определению должен содержать одну сильную долю. Однако мотив связан не только с метром, но и с другими элементами музыкального языка, без которых он не может существовать.
Но начнем с начала.
Теории мотива еще нет и 200 лет, что для теории музыки довольно небольшой срок. первые определение мотива введено А.Б.Марксом в 1839 году в качестве термина обозначающего мельчайшую структурную единицу. С тех пор начали появляться самые различные школы и взгляды в отношении музыкального синтаксиса.
Несомненно, что метрическая теория очень наглядна с точки зрения обучения композиции, импровизации, исполнительству и т.д. (Напомню, что эта теория основана на том, что вся музыка состоит из составных элементов упорядоченных метрической сеткой данного произведения. Например, мотив равен 1 такту, фраза равна 1+1 двум тактам, предложение 4).Однако с точки зрения музыкальной выразительности такая система ни дает ничего, поскольку в ней присутствует подмена понятий. Метр хотя и является основой любой мелодии, все же не может ее заменить. Поэтому для более музыкального понимания синтаксиса (к которому собственно необходимо прийти каждому музыканту) необходимо ввести понятие интонации.
Теория интонации появилась гораздо позже теории мотива и очень долго воспринималась, как ее противоположность. Причина здесь в том, что цель у этих двух теорий были изначально разные, но рассматривали они в принципе одно и то же, а именно мельчайшую музыкальную единицу. Однако со временем эти понятия начали употреблять в одном контексте вплоть до использования их в качестве синонимов.
Рассмотрим в чем отличия и сходства этих теорий.
Интонация – это высотная организация музыкальных звуков в их последовательности, т.е. звучание каждого тона звукоряда по высоте, громкости и тембру. Интонация это та часть музыки, которая присутствует везде, но с трудом поддается изучения и классификации.
Тем не менее существуют основополагающие понятия, которые необходимо знать каждому музыканту.
- Музыкальная Интонация – это зерно музыкальной мысли и очень часто интонация наиболее полно выражается в мотиве. Таким образом, мы можем увидеть связь мотива и интонации. Например, в Теме Satin Doll интонация и мотив практически не разделимы:
Посмотрите как из одного мотива и этой интонации вырастает вся тема. Основной мотив обозначен A везде где он встречается и его вариация B это тот же мотив только в неполном увеличении
Как видите хоть в данной теме мотив равен такту, все же сама организация основана не на метре, а на интонации. Обратите внимание, что тема A длится 7 тактов (8 добавлен только для удобства, только потому, что так принято и не имеет музыкального смысла). А в части В фраза равна 3 тактам. Поэтому измерять такие синтаксические структуры с помощью метра не целесообразно.
2. Любое музыкальное построение имеет три фазы – это знаменитая Асафьевская триада i-m-что расшифровывается, как импульс – движение – завершение.
Эти три фазы реализуются на всех уровнях музыкального произведения – от мотива до целой формы. Каждая из этих трех фаз образует контраст по отношению к следующей или предыдущей.
Например, первый такт в Satin Doll первая интонация из двух нот дает импульс, который перерастает в движение, которое проявляется в повторении, а затем в увеличении ритма и завершение на длинной ноте.
Исходя из этого следует разграничивать музыкальное построение по интонации. Такой подход позволяет более точно определить границы мотивов и фраз. В тоже время теория метра не всегда позволяет выделить мелкие построения, так как их развертывание может(и чаще всего) не опираться на метрическую сетку.
Одним из важных элементов определяющих индивидуальность мотива и интонации является опорный звук. По сути, опорный звук это зерно, из которого вырастает мотив. По большей части любое музыкальное произведение можно свести к простому уровню мелодического контраста, а именно опорный тон – неопорный тон. Третьего не дано.
Основные способы выделения опорного тона:
Ритмически – выделение звука с помощью более крупной длительности. Наиболее простой и по всей видимости древнейший способ выделения опорного тона.
Тессисурный – самый высокий или самый низкий звук в мелодической линии всегда фиксируется слухом как опорный.
Линеарно-мелодические способы центрирования звука – сюда входят
а) Опевания
б) движение к опорному звуку и от него
в) мелизматика и орнаментика (характерно для монодических культур и этнической импровизации )
4. Кадансирование – набор приемов для выделения звука, как завершающего
5.Метрическая регулярность акцентов
6. Смена гармонических функций
7.Динамические приемы
8.Артикуляционные средства
Приемы с 5 по 8 относятся к тональной музыке. Первые четыре способа широко используются в модальной импровизации .
Реализация принципа опорных звуков в народной музыке:
Выбор опорных или целевых звуков – в большей степени определяет стилистику,чем ритм. Например, использование устойчивых звуков в качестве опоры создает один тип звучания (классический),а использование неаккордовых и задержаний другой(романтика, джаз и т.д.). Большую роль здесь также играет выбор интервалов и уровень хроматизации.
Например, в некоторых джазовых стилях неаккордовыми тонами будут только хроматические ступени(количество которых для разных аккордов может быть абсолютно разным). А в рок -музыке 7, 9 и тому подобные ступени будут считаться неаккордовыми. Т.е. уровни хроматизации мелодики в этих стилях будут разными.
Тоже касается интервалов. Плавность и мелодичность мелодики (а отсюда и мотива) определяется приближённостью его к вокальной музыке. Использование большого количества секунд и терций, отсутствие скачков создают определенное звучание, внутри которого любой широкий интервал будет восприниматься, как яркое цветное пятно в черно-белой палитре.
Использование широких интервалов(от квинт и больше) позволяет создавать более индивидуализированные, но угловатые мелодии. В потоке таких интервалов секунды будут восприниматься не как неожиданный элемент, а как соединительная интонация.
Как видите, даже на уровне такого небольшого построения как мотив, существует большое поле для деятельности. Умение работать с мотивом является определяющей способностью для композитора и импровизатора, а способность правильно его интерпретировать и вычленить из музыкальной ткани для исполнителя.
Мотив и интонация, наиважнейшие элементы музыкального синтаксиса, с которых необходимо начинать освоение музыкального языка.
интересные статьи и написаны легким языком, только непонятно в какой последовательности их лучше читать..
неужели в любой? ))
Лучше всего по рубрикам.Открывайте карту сайта и вперед))
Денис, спасибо Вам за интереснейшие и полезные статьи и видео!
Я долго ищу человека, который мог бы в системном видео изложить мне теорию музыки в приложении к практике современного музыканта. И этот сайт – просто как глоток свежего возуха для сильно уже уставшего искать самоучки.
Хорошая статья, спасибо! Казалось то, что было понятие что такое мотив. Попытался на практике просто расставить звуки в метрические доли такта, но это ничего толком не дало. Мотивы звучали тускло, хотя форма мелодии появилась. Видимо не учитывалась такая грань как интонация. А это оказывается базовое понятие!
Если я правильно понял то границы интонации определяются опорным тоном
мелодичность мелодики – это как масло масляное, а вода водяная.
Сходите в магазин и купите масло за 50 руб и за 250 и сравните, какое из них масло, а какое не масло маслянное. И воду аналогично – купите боржоми бутылку, а потом воду из лужи попейте – разница есть?