Про понятие ГОЛОС
Одно из тех понятий, которое в 99% случаев понимается не правильно, отсюда проблемы с изучением гармонии, голосоведением, а в дальше на практике в аранжировке/композиции
Что такое голос с обыденной точки зрения понятно всем, но что такое голос в музыке?
Тут я нужно напомнить, что единственным возможным воплощением любой музыки является музыкальная фактура.
То есть вне фактуры музыки не существует.
То есть мы можем с вами конечно рассуждать о ритмах, аккордах, ладах – абстрактно.
Но как только мы захотим послушать аккорд, лад, ритм , нам нужно будет их сыграть в какой-то фактуре.
Так вот голос это понятие музыкальной фактуры.
Вот, что написано у Тюлина – последовательное движение тонов образует отдельный голос (голосовую линию).
Не сильно понятно, но дает направление в правильную сторону.
Легче будет понять термин голос, если вспомнить, что очень часто говорят мелодический голос.
Мелодия уже более понятный термин, давайте теперь его используем для понимания.
Итак, представим, что мы слушаем как мелодию поет один человек.
Сколько голосов мы слышим в этот момент?
Пока будем считать, что один
(С точки зрения музыкальной фактуры и того, как мы слышим музыку, голосов может быть 2.
То есть 2 мелодические линии, могут быть сыграть или спеты в одноголосии. И такую ситуацию мы называем скрытым 2х голосием.)
Если ту же мелодию начнут петь 10 человек, станет ли мелодия 10 голосной?
Если будут петь 20 человек станет ли она 20 голосной?
Нет, потому что мы будем слышать с вами одну и ту же мелодическую линию!
Теперь еще одна простая аналогия.
Допустим 2 человека поют одну мелодию, а 3 человека начали петь абсолютно другую мелодию, но делают все это синхронно. Сколько голосов (мелодий) мы слышим в этот момент?
Очевидно, что 2 мелодии поет 5 человек.
И теперь нам осталось сделать всего несколько шагов, чтобы понять насколько важно понятие голос в музыкальной фактуре.
Если одну и ту же мелодию будет петь 3 человека в разных октавах, мы услышим одну мелодию (один голос)
Если добавится 4, 5 и любой другой человек который будет петь эту мелодию в интервал квинты, то мы все равно услышим ту же мелодию! То есть голос, с точки зрения фактуры, будет один.
Если вам понятна аналогия на примере мелодии, то дальше уже все очень просто.
Голос есть независимая мелодическая линия в музыкальной фактуре, которая может быть изложена с помощью разных интервалов и в разных фактурных обрамлениях, при очистке от которых мы всегда можем найти первичную одноголосную линию.
Соответственно, если мы говорим, что музыка звучит в 2,3,4 голосии это означает, что в музыке мы можем найти 2,3,4 независимых, самостоятельных голоса
Так как наше сознание не может обрабатывать более 3 (плюс минус 1) независимых линий, то большая часть музыки которую мы слышим или сочиняем состоит из максимум 3-4 голосов.
Что важно запомнить и понять:
Голос не равен количеству одновременно звучащих нот
Голос может быть продублирован, в этом случае не появляется второй голос
Например, может быть одноголосная линия, которую исполняет 10 инструментов в разные интервалы
Может быть 3х голосная линия, которая исполняется одним инструментом (например, виолончелью).
Ну и просто как полезный факт: когда мелодия дублируется в октаву или квинту, новый голос не появляется. Поэтому если в 4-хголосии голоса начинают двигаться в октаву или квинту, то 1 голос пропадает и вместо 4х голосов мы будем слышать 3 голоса. Это работает в любой фактуре
0 комментарий (-ев) к статье "Понятие голоса в гармонии и фактуре"