Из чего состоит любая гармония?
Сложно вывести хоть какую-то формулу относительно того, насколько процентов любая музыка состоит из гармонии.
Обычно я всегда говорю, что вся музыка есть фактура. А базовый элемент фактуры — это либо гармония, либо мелодия (если сильно упростить).
Современная мейнстрим-музыка очень часто вообще не существует вне гармонического мышления. Есть целые направления в обучении сочинению музыки/песен, которые крутятся вокруг навыков создания аккордовых последовательностей. Скажу по опыту, что изучение гармонии — один из самых долгих и сложных этапов, если говорить про серьезный подход.
Например, аранжировка как искусство современной музыки существует чуть больше 100 лет. Я бы начал отсчет примерно со времен появления джаза. А гармонии уже, без малого, более 1000 лет. Поэтому весь путь аранжировки можно изучить намного быстрее, чем все стили гармонии.
Можно, конечно, задать резонный вопрос – а оно зачем? Выучил 20 аккордов и делай с ним все, что хочешь.
Тут к месту вспомнить цитату из “12 стульев”:
“Словарь Вильяма Шекспира, по подсчёту исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.”
Так что пополнять словарь или использовать 20 слов — это личное дело каждого. Но любое изучение гармонии должно начинаться с понимания того, из каких элементов состоит вообще любая гармония. Не важно, это классика, джаз, рок или EDM музыка. Гармония во всех стилях и жанрах работает плюс-минус одинаково, если понимать фундаментальные принципы.
Например, гармония не может существовать без элементов. Обычно их не очень много. Например, для классической музыки эти элементы:
- Трезвучие
- Обращения трезвучий
- Септаккорды (4 видов)
- Обращения септаккордов
- Неаккордовые сочетания
Всё! Как тут не вспомнить про закон трех. Ведь по факту это трезвучия, септаккорды, неаккордовые сочетания. Нонаккорды настолько редки, что их можно вычеркнуть из уравнения. Что-то по типу твердого знака в языке. Вроде нужен и используется, но можно и без него прожить.
Или, например, джаз:
- Септаккорды и их альтерированные версии
- Нонаккорды
- 11 и 13 аккорды
- Аккорды Sus для более поздних стилей
Как видите, количество элементов даже не подбирается к цифре 10. И нет ни одного стиля музыки, где элементов гармонии было бы много.
Второй компонент любой гармонии — это принципы, по которым эти элементы соединяются. При все кажущейся сложности гармонии, таких принципов всего два. Сформулировать их можно так:
- Есть организация и иерархия аккордов
- Никакой особой организации нет
К первому относится тональность и все, что с ней связано (тут тоже есть несколько систем, но в целом все в рамках общего принципа устойчивость-неустойчивость). Ко второму относятся десятки разных подходов, которые основаны на разных способах организации материала по принципам психологии восприятия. В основном это про синтаксическую организацию.
Третий элемент — это принцип согласования гармонии с мелодией. Тут опять же глобально принципов не много:
- Мелодия дружит с аккордами
- Мелодия не дружит с аккордами
- Что-то среднее между 1 и 2
Четвертый элемент — это преобладающие лады в рамках определенной системы. Например, тональность мажоро-минорная. В джазе — смещение тональности и диатонических ладов. В роке — скорее доминирование ладов и пентатоники. При этом лады непосредственно влияют и на пункты 1, 2 и 3.
Если вы можете четко обозначить эти четыре элемента для конкретного стиля, исполнителя, жанра, то вы можете с уверенностью сказать, что знаете и владеете гармонией в этом направлении.
0 комментарий (-ев) к статье "Из чего состоит любая гармония?"