• Корзина пуста.

Из чего состоит любая гармония?

Из чего состоит любая гармония?

Сложно вывести хоть какую-то формулу относительно того, насколько процентов любая музыка состоит из гармонии.

Обычно я всегда говорю, что вся музыка есть фактура. А базовый элемент фактуры — это либо гармония, либо мелодия (если сильно упростить).

Современная мейнстрим-музыка очень часто вообще не существует вне гармонического мышления. Есть целые направления в обучении сочинению музыки/песен, которые крутятся вокруг навыков создания аккордовых последовательностей. Скажу по опыту, что изучение гармонии — один из самых долгих и сложных этапов, если говорить про серьезный подход.

Например, аранжировка как искусство современной музыки существует чуть больше 100 лет. Я бы начал отсчет примерно со времен появления джаза. А гармонии уже, без малого, более 1000 лет. Поэтому весь путь аранжировки можно изучить намного быстрее, чем все стили гармонии.

Можно, конечно, задать резонный вопрос – а оно зачем? Выучил 20 аккордов и делай с ним все, что хочешь.

Тут к месту вспомнить цитату из “12 стульев”:

“Словарь Вильяма Шекспира, по подсчёту исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.”

Так что пополнять словарь или использовать 20 слов — это личное дело каждого. Но любое изучение гармонии должно начинаться с понимания того, из каких элементов состоит вообще любая гармония. Не важно, это классика, джаз, рок или EDM музыка. Гармония во всех стилях и жанрах работает плюс-минус одинаково, если понимать фундаментальные принципы.

Например, гармония не может существовать без элементов. Обычно их не очень много. Например, для классической музыки эти элементы:

  1. Трезвучие
  2. Обращения трезвучий
  3. Септаккорды (4 видов)
  4. Обращения септаккордов
  5. Неаккордовые сочетания

Всё! Как тут не вспомнить про закон трех. Ведь по факту это трезвучия, септаккорды, неаккордовые сочетания. Нонаккорды настолько редки, что их можно вычеркнуть из уравнения. Что-то по типу твердого знака в языке. Вроде нужен и используется, но можно и без него прожить.

Или, например, джаз:

  1. Септаккорды и их альтерированные версии
  2. Нонаккорды
  3. 11 и 13 аккорды
  4. Аккорды Sus для более поздних стилей

Как видите, количество элементов даже не подбирается к цифре 10. И нет ни одного стиля музыки, где элементов гармонии было бы много.

Второй компонент любой гармонии — это принципы, по которым эти элементы соединяются. При все кажущейся сложности гармонии, таких принципов всего два. Сформулировать их можно так:

  1. Есть организация и иерархия аккордов
  2. Никакой особой организации нет

К первому относится тональность и все, что с ней связано (тут тоже есть несколько систем, но в целом все в рамках общего принципа устойчивость-неустойчивость). Ко второму относятся десятки разных подходов, которые основаны на разных способах организации материала по принципам психологии восприятия. В основном это про синтаксическую организацию.

Третий элемент — это принцип согласования гармонии с мелодией. Тут опять же глобально принципов не много:

  1. Мелодия дружит с аккордами
  2. Мелодия не дружит с аккордами
  3. Что-то среднее между 1 и 2

Четвертый элемент — это преобладающие лады в рамках определенной системы. Например, тональность мажоро-минорная. В джазе — смещение тональности и диатонических ладов. В роке — скорее доминирование ладов и пентатоники. При этом лады непосредственно влияют и на пункты 1, 2 и 3.

Если вы можете четко обозначить эти четыре элемента для конкретного стиля, исполнителя, жанра, то вы можете с уверенностью сказать, что знаете и владеете гармонией в этом направлении.

10.08.2024

0 комментарий (-ев) к статье "Из чего состоит любая гармония?"

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture