Ни один параметр музыки не является настолько переоценённым современными музыкантами, как тембр. В связи с этим вспоминается высказывание: ничто не надоедает так быстро, как новый тембр. Именно по этой причине, несмотря на то, что в любом синтезаторе сегодня мы можем найти сотни тысяч пресетов, самыми популярными звуками остаются либо привычные и понятные, либо имитирующие акустические инструменты (synth string, synth brass, warm pads и подобное).Однако отрицать влияние тембра на образ также было бы глупо, поэтому давайте разбираться, какие основные категории и тактики есть при выборе тембра. По степени влияния тембра на звучание композиции их можно разделить на 3 категории:
- Нейтральные
- “Красящие”
- Специфичные
Нейтральные тембры подходят для исполнения практически любой музыки. Например, в любую композицию с любым настроением можно добавить фортепиано, и его тембр не окажет существенного влияния на эмоциональную окраску (если не брать экстремальные регистры, но регистр напрямую влияет на тембр).Красящие тембры — это тембры, которые мгновенно задают нужное настроение или имеют чёткую стилевую ассоциацию. Из ярких инструментов этой группы можно выделить саксофон или скрипку соло (не в составе группы струнных, а именно соло). Стоит только ввести в аранжировку или композицию саксофон, как сразу же меняется образная, эмоциональная окраска. Кстати, именно по причине того, что тембры скрипки, альта или контрабаса (со смычком) красящие, они не смогли прижиться в современной аранжировке как солирующие. А вот виолончель — скорее нейтральный инструмент, близкий к человеческому голосу. Поэтому она легко встраивается и в рок, и в поп-музыку. Так как мы обсуждаем не математические формулы, а скорее градиентные переходы между типами тембров, то виолончель можно расположить где-то посередине между 1 и 2 категорией.3-й тип тембров — это те, которые можно использовать для мгновенного получения образа. Тут даже не нужно включать звуковой пример, просто представьте звук волынки или варгана. Очевидно, что круг композиций, в которых их можно использовать, очень ограничен.
Типичными тембрами являются любые народные инструменты: балалайки, домры, джембе, диджериду, дудук и так до бесконечности.
При всём желании и стремлении композиторов ни один из этих инструментов не сможет реализовать образы, доступные нейтральным инструментам, в силу объективных акустических (диапазон и тембр) и социально-культурных причин (попробуйте изобразить тяжёлую поступь гиганта на балалайке или пан-флейте).Исходя из обозначенных категорий, становится очевидна связь между тембром, образом и остальными музыкальными элементами.
Чем нейтральнее тембр, тем важнее правильный выбор лада, гармонии, ритма, синтаксиса, фактуры и т.д.Чем специфичнее тембр, тем меньшую роль играют остальные элементы. Естественно, разделить музыку на ингредиенты невозможно, и лад, гармония, ритм и прочие элементы в любом случае будут влиять на итоговое звучание, здесь лишь важна степень влияния.
Какие научные данные есть о связи тембра и эмоций в музыке?
На самом деле мы наблюдаем бум исследований только в последнее десятилетие, но что однозначно можно сказать: многие описательные категории хорошо работают и для тембра, если понимать, как сочетаются ингредиенты между собой.
Например, яркость тембра = яркость образа, то есть светлость — именно поэтому флейта, ксилофон, глюкофон, челеста, укулеле — это go-to тембры, например, для детской музыки.
Труба так же звучит ярко, но при использовании сурдины уже становится лирическим инструментом, потому что работают такие ингредиенты, как дыхание + затемнение.
Наоборот, тёмные тембры очевидно работают на печальные, грустные образы. Хотите изобразить скорбь? Ваш первый выбор будет использовать инструменты с низко расположенным центроидом спектра и медленной атакой. Например, контрабас, виолончель, контрфагот или басовый кларнет. Если говорить о синтезаторах, то это звуки с небольшим количеством гармоник — то есть синусоида, треугольная волна. И звуки с медленной атакой, затуханием.
Нейтральные тембры, которые мы не можем описать ни как яркие, ни как тёмные, хорошо подойдут для созерцательной музыки, атмосферной, расслабляющей.
Кстати, сегодня для современного композитора хорошую помощь в правильном первичном подборе тембров могут оказать и нейросети. Например, создайте запрос по конкретному настроению для инструментальной музыки и сгенерируйте 10-20 треков, с большой долей вероятности вы услышите, что нейросеть использует одни и те же инструменты. Так как нейросеть работает фактически как огромная статистическая база, то можно сэкономить время на поиск работающих вариантов тембров. Главное, не забывайте, что нейросеть ничего не слышит и работает с нулями и единицами, поэтому слушать нужно в контексте настоящей музыки, а ИИ использовать как быстрого помощника, который выполняет рутинную работу.
Если интересны практические советы, как композитору использовать нейросети для своей практической деятельности, то пишите в комментариях, и я поделюсь своими наблюдениями.
0 комментарий (-ев) к статье "Тембр и образ в музыке"