• Корзина пуста.

Музыкальная интонация

Один из самых сложных, важных элементов мелодии и музыки в целом – такое бы определение я дал музыкальной интонации. Это кровь и плоть любой музыки, ее смысл и то, что отличает индивидуальность музыканта от простого копирования.

Самые популярные ошибки среди учеников, которые занимаются в тренингах по мелодии, аранжировке или созданию песен это непонимание и неумение работать с интонацией. И это неспроста, ведь освоение интонации это, по сути, ключ к открытию всех секретов мелодики, а также многих других элементов музыки.

Итак, в этой статье мы разберемся с вами, что же такое интонация, как она работает и с чего начать ее практическое освоение композитору, автору песен, аранжировщику или импровизатору. Как я уже писал выше, понятие музыкальной интонации одно из важнейших в музыке.

Правильное понимание интонации и умение с ней работать, необходимое условие для достижения профессионализма в любой сфере музыкальной деятельности. Композиторы учатся работать над развитием интонации, ее содержанием и индивидуальностью. Исполнители учатся передавать и интерпретировать заложенную в интонации мысль. В целом можно сказать, что основа интонация зарождается в мотиве (подробнее здесь ).

Однако вопреки распространенному мнению, что интонация должна быть элементом мелодии, интонация может проявляться на любом уровне музыкальной ткани. Во многом благодаря проникновению интонации в ритм, гармонию и форму появилась современная музыка и такие важные элементы, как ритмическая интонация, гармоническая интонация, колористическая и т.д.

Основой мелодической интонации является интервал.

Как правило, музыканты  изучают интервалы  в курсе теории музыки и больше не возвращаются к ним. При этом изучение происходит чаще всего на математическом уровне – запомнили названия, состав и звучание.

Если спросить у музыканта: – а зачем нужны интервалы, то в лучшем случае получим ответ: Из интервалов состоят аккорды.

Однако интервалы это не только часть гармонии, но и важная строительная часть интонации. Думаю понятно, что мелодическая интонация невозможна без интервала. Каждый интервал формирует определённое уникальное звучание, создающее необходимую интонацию. На формирование интервальной интонации (будем назвать так интонацию состоящую из двух звуков) влияют два фактора – ритмическое и мелодическое положение.

Ритмическое положение определяет то, какие доли такта используются для выявления характера интонации.

Что под этим подразумевается?

Каждый интервал имеет два типа тонов – легкий и тяжелый, который также называют опорным.

Например, в кварте опорный тон это верхняя нота, а в квинте нижняя. Чтобы было понятно, как определять опорный тон, просто сыграйте эти интервалы и обратите внимание, на то, какой звук доминирует в интервале это и будет опорный тон.

Если тяжелый тон интервала совпадает с тяжелой долей такта, то мы получаем завершённое или тяжелое, устойчивое звучание. Если же тяжелый тон попадает на легкие доли такта, то звучание получается неустойчивое и направленное на развитие.

По сути, это пошаговая схему создания интервальной интонации. Рассмотрим наиболее важные интервалы и их интонационные качества.

Малая секунда – острый диссонанс в гармоническом изложении.

В мелодике очень часто используется для создания трагичного звучания, интонации плача.

Многие Rock и Metal композиции построены на интонации малой секунды во фригийском ладу. Также малая секунда используется для создания интонации разрешения (VII – I ).

Большая секунда – по всей видимости, самый распространённый интервал в музыке. С него начинаются и мажорная и минорная гамма. Звучание универсальное, характеризуется певучестью и мягкостью.

Большая и малая терции – важные интервалы тональной музыки.

Звучат очень мелодично, певуче. Главная интонационная особенность терций это создание необходимой окраски (минорной или мажорной). Мажорная терция, как правило, придает музыке светлый характер, а минорная более мягкий, печальный. Естественно, что большую роль играет гармоническое сопровождение и наклонение лада.

Кварта – самая распространённая роль кварты это создание интонации гимна при использовании в затакте. Однако в современном джазе и fusion кварта используется для создания угловатых, ломаных мелодических линий очень  часто создающих урбанистическое, космическое  звучание. Длительная последовательность кварт имеет пентатоническое звучание.

Тритон – зловещий интервал, в средние века именовался дьявольским. В наше время распространён повсеместно. Особенно любим металлистами (90% риффов не обходятся без тритона). Используется также для создания тональных разрешении и гармонических замен.

Квинта – звучит пусто и используется в мелодике для создания атмосферы либо с той же целью, что и кварта. Последовательность квинт также образует пентатоническое звучание.
Очень распространена в современной музыке следующая интонация:

Секста малая и большая – являясь обращениями терции, имеют схожие свойства, однако за счет широкого звучания используются для создания скачков и усиления мелодического напряжения.

Септима малая – абсолютно не вокальный интервал тем не менее широко распространён, как часть доминант септаккорда. Используется для создания широких мягкодиссонантных линий. При использовании нескольких септим неизбежно возникает скрытое двухголосие и интонация распадается на две взаимозависимые линии.

Большая септима – острый диссонанс. Чаще всего слухом воспринимается,как два разных голоса. Однако при правильном использовании может создавать мрачное и острое звучание (особенно в атональной музыке).

Как уже упоминалось, кроме акустических особенностей очень сильно на интонацию влияет гармоническое сопровождение.

Октава – совершенный консонанс. За счет широкого движения октава редко воспринимается как интонация и чаще всего используется как технический прием ( для переходов,смены регистров и т.п.).

Например, сравните использование интервала большой терции в тональности C и Db мажор

В первом случае устойчивый интервал и устойчивая гармония. Во втором случае ноты C и E(fb) это уже хроматический интервал требующий промежуточного разрешения. Такая многомерность интервальной интонации позволяет использовать одинаковые интервалы для создания различных градаций напряжения. В следующий раз мы рассмотрим ритмические и гармонические типы интонаций.

БОЛЬШАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ИНТОНАЦИИ

7 комментарий (-ев) к статье "Музыкальная интонация"

  1. Автору респект, спасибо за статью!

  2. Вот это да, еще пишут же хорошие статьи, молодец, автору огромный респект.

  3. Отличная статья. Очень характерная. По про тритон улыбнуло. Единственно- чего не хватает побольше юмора. Чтобы веселей было.

  4. Спасибо.Буду юморить значит:)

  5. так, ещё раз попробую уточнить, что такое интонация:
    1) Берём две ноты (принципиален интервал, а не абсолютная величина отдельной ноты)
    2) выбираем порядок звучания этих нот
    3) выбираем, как распределить ноты по такту
    Всё это вместе и есть интонация. Или бывает интонация и из трёх нот?

  6. нормальных ответов нет (что такое интонация?)

  7. А у меня вопрос такой: Как услышать интервалы в случайном порядке, от любой ноты? Гармонически мне легче, мелодически уже сложнее.. Например: если слушать разницу малой секунды и большой от одной ноты (общая тоника), как гармонически так и мелодически – не так трудно, второй тон либо слышатся ниже либо выше, потому что есть опора на повторяющуюся ноту. А если в случайном порядке, от любой ноты, уже сложнее… И сложнее тогда уже, когда интервалы расширяются, сравнение, особенно увеличенные и уменьшенные, к примеру: малая( от си бемоль),большая терция (от ре), большая секунда, малая терция, и тд., в случайном порядке, особенно мелодически, услышать сколько полутонов в нем, трудно.. Конечно, то что описаны характеристики звучания интервалов в этой статье здорово, но ориентироваться все равно не просто.

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture