• Корзина пуста.

Аккордовые замены (часть 1)

Один из важнейших навыков, которым несомненно должен обладать современный музыкант, который занимается созданием музыки, песен или делает аранжировки это умение гармонизовать мелодию (то есть, соединять мелодию и гармонию).

В классической гармонии обучение навыкам гармонизации является ключевым и нарабатывается практически с первых занятий. Однако сама схема по которой это делается достаточно громоздка и мало практична для современного музыканта.
Самый главный вопрос с которым сталкивается музыкант при развитии навыков гармонизации — это какие аккорды выбрать для гармонизации мелодии и по каким правилам соединять их между собой.
Также важен еще один этап умение заменять уже имеющиеся аккорды.
Таким образом выделим три ключевых навыка для гармонизации мелодии:
1. Умение строить аккорды
2. Умение соединять их между собой
3. Умение заменять одни аккорды на другие

Информация по 1 и 2 пункту Вы можете найти в моем бесплатном курсe Мастер Гармонии или в платных курсах по гармонии (например, Гармония 101 или Гармония 202).

В этой статье я хотел бы поговорить о 3 навыке.

Что такое замены аккордов и зачем они нам нужны?
Представим такую ситуацию у Вас есть песня или композиция, которая как Вам кажется недостаточно совершенна с гармонической точки зрения.
Например, последовательность банальная и не дает песне раскрыть индивидуальность. Или аккорды не соответствуют стилю, в котором вы делаете аранжировку или сочиняете песню.
Или возможно вы хотите просто сделать гармонию другой (например, когда делаете ремикс или кавер-версию композиции).

Именно в этих ситуациях Вам понадобится умение использовать аккордовые замены.
Также этот навык важен для музыкантов-импровизаторов.
Любая техника замен всегда построена на том, что один аккорд заменяется на другой или группу аккордов, которые находятся с друг другом в определенном родстве.
Освоение замен это, по сути, понимание этих «родственных» связей между аккордами.

Наиболее популярна замена аккорда V ступени. В этом случае используется аккорд, который схож по звучанию с аккордом доминанты и имеет центростремительную направленность.

В начале рассмотрим, так называемые, диатонические замены.
Диатонические замены — это один из наиболее популярных видов замещения аккордов.
Понятие диатонические означает, что аккорды, которые используются для замен состоят из нот одного лада.
Например, для C мажора это аккорды:
C Dm Em F G Am Bdim

Однако диатоническая замена не значит, что мы можем любой аккорд заменять любым ( простите за рекурсию:)

Наиболее популярная замена по общим звукам или терцовая замена.
Если посмотреть на аккорды расположенные на терцию выше или ниже заменяемого, то можно увидеть общие звуки. Их будет 2 для трезвучий и 3 для септаккорда.

Таким образом, аккорд C мы можем заменить аккордом Am или аккордом Em.

Также можно для замены аккордов использовать надстройки. Наиболее популярно превращение трезвучий в септаккорды:

С в С maj7
Am в Am7
Em в Em7

Более редко, но можно попробовать замену на аккорд расположенный на кварту выше или квинту ниже.
Для Cmaj7 это будут аккорды Fmaj7 ( общие ноты CE) или G7 ( общие нот GB).
Такая замена требует слухового контроля, так как не всегда может сработать.

Возьмем простейшую прогрессию Doo-wop:
С-Am-Dm-G

Добавим надстройки:
Cmaj7-Am7-Dm7-G7

Септаккорды имеют более плотное и густое звучание.
Теперь применим диатонические замены. Можно заменять аккорды в зависимости от мелодии и исходной прогрессии.

Заменим C на Am, Am на С, Dm на F, G на Em

Am – C – F-Em либо Am7 – Cmaj7 – Fmaj7-Em7

Попробуйте использовать данный простой вид замен, а в следующей части я расскажу о более интересных способах работы с гармонией.

27.01.2022

3 комментарий (-ев) к статье "Аккордовые замены (часть 1)"

  1. Денис,скажите пожалуйста,когда вы будете продолжать серию уроков”10 мелодий,которые вы должны знать”?

  2. Спасибо, Денис! Очень полезный урок!

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture