• Корзина пуста.

[Cоздание и аранжировка музыки] – Струнные

Классическая струнная группа является одной из самых популярных в современной музыке.

Струнные единственная группа инструментов, которая не может надоесть. У каждой группы тембров есть свой временной лимит восприятия, после которого слух отказывается воспринимать информацию.

Обилие приемов и штрихов игры позволяет расширить этот лимит для струнной группы практически до бесконечности.

Кроме того, струнная группа это универсальный способ добавить теплоты и лиричности вашим композициям ( аранжировкам).

Даже небольшая педаль на очень тихой динамике значительно меняет общее восприятие звуковой картины.

Поскольку большинство из нас делает музыку на компьютере, то есть 2 варианта создания партии струнных.

Вы можете просто выбрать какой либо готовый патч и использовать его, не особо вникая в особенности исполнения на струнных инструментах.

Второй вариант — изучить хотя бы базовую информацию по особенностям исполнения, характер звучания струнных и т.д.

Естественно, что второй вариант гораздо продуктивнее и логичнее. Хотя несомненно он требует определенных затрат, как интеллектуальных, так и элементарно временных.

Первое с чего стоит начать изучении струнных — это инструменты.

Возможно вам уже известна эта информация, тем не менее думаю будет не лишним ее повторить.

Итак, группу струнных в оркестре составляют следующие инструменты:

1. Скрипка

Самое важное, что вам нужно знать о скрипке — это ее диапазон и строй, а также базовые приемы игры.

Строй и диапазон скрипки

Каждая струна скрипки обладает своим тембром, поэтому композиторы используют особые указания для исполнителей если хотят получить звучание отличное от базового.

Наиболее характерен тембр 4 струны, который описывают, как густой, насыщенный, альтовый

Известнейший пример Ария на струне Соль Баха.

video
play-sharp-fill

В основном для нужд большинства композиторов и аранжировщиков достаточно использовать одноголосные линии. При введение 2 и более голосов они разделяются на группы.

Если же Вам нужно использовать именно аккордовую игру, то учите что скрипач может сыграть одновременно только 2 ноты, а аккорд играется как форшлаг.

В принципе, если Вы захотите написать партию для сольной скрипки, то вам нужно будет гораздо лучше изучить инструмент, здесь же я дам базовую информацию.

Лучший способ изучить штрихи струнных – это открыть ту библиотеку, с которой вы работаете и послушать звуки.

Например, существует несколько вариантов стаккато (типа спиккато или деташе), легато с вибрато, ноты без вибрато и т.д

Обратите внимание, что деташе не является стаккатным штрихом, но в некоторых библиотеках для получения укороченного звучания вам нужно будет выбрать именно этот штрих.

Такое расхождение создает путаницу между виртуальными и реальными штрихами, поэтому все необходимо познавать опытным путем.

Базовые же штрихи это нон легато, легато и стаккато. Это та отправная точка с которой вы можете начать. Здесь очень важно накапливать слуховой опыт слушая живые струнные и запоминая их звучание.

Затем вы можете попробовать добавлять новые штрихи к вашим партиям.

Если есть возможность покажите партию исполнителю для того, чтобы он смог оценить реалистичность исполнения.

Однако здесь нужно учитывать, что не все исполнители достаточно компетентны в области инструментовки и иногда могут считать, что-либо не исполнимым по причине сложности.

Например, многие партии Стравинского или даже Бетховена исполнители считали не исполняемыми.

Здесь главный эталон звучание и возможности инструмента ( такие как позиции, диапазон).

Следующий инструмент это альт.

Строй альта

Диапазон до ноты ре 3 октавы.

Альте имеет более мягкое и своеобразно гнусавое звучание — однако по технике и штрихам мало в чем уступает скрипкам.
Очень эффективно можно использовать поднятие альта над струнным, как особый прием
инструментовки.

Виолончель

Диапазон и строй

Количество штрихов поменьше чем у скрипки ( по крайней мере в большинстве известных библиотек).

Инструмент басового диапазона, но можно очень эффективно использовать и для солирующих партий и отдельно от ансамбля.

Как правило, в классическом составе дублируется контрабасом в октаву ниже.

Диапазон и строй контрабаса

Если вы не очень хорошо разбираетесь в инструменте, то избегайте писать для контрабаса пассажи и тем более интервалы.

Как правило, если в группе проводиться пассаж, то контрабасам можно смело писать длительностями в 2 раза меньше.

В принципе это справедливо и для всей группы.

1. Хорошо будет звучать любая педальная партия.
2. Старайтесь добавлять нелинейное вибрато на длинных нотах
3. Взятие и снятие звука у музыкантов отстает тем сильнее, чем дальше они сидят друг от друга — внутри группу 10-50 миллисекунд, между 1 скрипкой и контрабасом до 500 мс
4. Различные стаккатные штрихи также могут прозвучать хорошо если играет целая группа
5. Если хотите выделить голос, то дублируйте его, либо используйте нетипичный диапазон
6. Экспериментируйте со штрихами

Надеюсь, что в ближайшее время я запишу простой урок в котором покажу, как можно работать со струнными внутри группы.

До связи!

17.03.2020

9 комментарий (-ев) к статье "[Cоздание и аранжировка музыки] - Струнные"

  1. Денис, спасибо за интересный урок, струнные инструменты достойны, чтобы о них вспоминать чаще и говорить подробнее. На мой взгляд, это как бы особенная иная цивилизация в мире музыки. А что арфа? Есть ли у Вас уроки, как использовать этот дивный интсрумент?

  2. Где вы нашли на скрипке педали?

    • Педалью называется прием аранжировки, инструментовки при котором инструмент играет долгий выдержанный звук

  3. Денис при взятии аккорда на скрипке скрипач может взять только две ноты, но какие именно? Например для Ля минора?

    • Нужно смотреть по аппликатуре какой это аккорд. Если строй скрипки GDAE то меньше квинты взять интервал на соседних струнах от ноты ля не получиться.
      Значит нижние ноты будут AE

  4. Денис тоесть если взять от тоники квинту, это и будет аккорд взятый на скрипке, но как обозначить его мажор или минор?

    • Дальше нужно смотреть по аппликатуре. Никаких сложностей нет – если это аккорд ля минор – значит следующая нота будет C. просто посмотрите расположение нот на грифе скрипки

  5. Спасибо! Струнные – это очень нужная секция, очень часто ее использовал в композициях. Еще хотелось бы урок по особенностям духовых: гобой, фагот, кларнет, флейта, саксофон, труба и т.п.

  6. не видно двух картинок

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture