Еще раз о груве

В этой статье я хотел бы поделиться некоторыми важными идеями и мыслями о таком явлении, как грув, в современной музыки.

Самое понятие грува, как известно, стало рассматриваться теоретической музыкальной наукой относительно недавно и преимущественно в англоязычном музыковедении. Исследований на русском языке на данный момент нет, поэтому в статье я буду использовать опыт западных исследователей и свой личные мысли относительно грува, как важнейшего явления современной музыки.

Понять, что такое грув гораздо проще телом чем разумом, но все же если попробовать уловить важнейшие элементы грува, то можно выделить наиболее важные моменты, без которых его существование не возможно.

Очевидно, что для понимания грува нам нужно рассматривать временные элементы музыки — метр, ритм, пульсацию.

И самый беглый взгляд на структуру грува в любом стиле музыки поможет нам выделить первый важный элемент любого грува: цикличность и паттернообразность.

Здесь прежде всего подразумевается повторение устойчивого ритмического рисунка длинной 2-4 такта, который является основной грува. Например, паттерн 332, танго или босса-новы это основа для существования грува. Естественно важна цикличность, если паттерн не повторяется, то скорее всего ощущение грува не возникнет. При этом для возникновения грува достаточно движения простыми длительностями, например, шагающий бас в движении четвертями может создать нужное ощущение грува.

Однако один и тот же паттерн, в исполнении разных музыкантов может давать ощущение грува, а в исполнении неопытных музыкантов будет звучать, как набор звуков и ритмов. Поэтому в концепции грува необходимо учитывать важность исполнительских изменений, которые происходят на 3-х уровнях:

  1. Интерпретация шаблона
  2. Варьирование и исполнение шаблона
  3. Варьирование в социокультурном контексте

Если музыканту незнакомому со стилем, скажем фанк предложить сыграть партию, записанную на ноты, то грува, как такового не получится, так как именно интерпретация музыкального ритма превращает его в узнаваемую стилевую фигуру. Отклонения от метрической сетки, акценты, динамика звуков, пульсация — эти аспекты грува невозможно передать в нотах и музыкант учится правильной интерпретации грува на слух, и только после этого возможно исполнение освоенных стилей с листа.

Исследование Swing Ratios and Ensemble Timing in Jazz Performance: Evidence for a Common Rhythmic Pattern 2002 года показало, что отклонения при исполнении свинговой пульсации зависят от множества факторов, таких как темп, навыки исполнителя, инструмент и его функции в ансамбле. Не мало важно, ученые в этом исследовании установили, что даже внутри ансамбля исполнители могут играть свинговую пульсацию по разному.

Это приводит нас к парадоксальному выводу: любой стилевой паттерн создающий грув, имеет характерные особенности исполнения, эти особенности варьируются исполнителем в зависимости от конкретных музыкальных ситуаций.

Клингман в своей лекции о груве использует понятие синхронизированный фазовый сдвиг, описывая прием смещения паттерна вперед или назад относительно бита. Любому музыканту знакомы упражнения по игре вперед или назад относительно метронома, которые нацелены на овладение чувством грува. Данная техника также является важной для понимания того, как функционирует грув.

Ниже рассмотрим еще несколько важных понятий и приемов, которые касаются грува.

Мелоритм

Определение мелоритма используется исследователями этнической музыки для описания ритмических фигур, которые формируются не только на основе ритмики, но и на основе звуковысотных соотношений, которые можно получить в сочетании разных ударных инструментов. То есть внутри ритмического движения мы можем обнаружить организацию характерную для мелодического движения. Хороший пример мелоритмического подхода это аранжировка партий Майком Портным.

Акценты

Внутри любого известного паттерна исполнители создают дополнительные под-паттерны за счет использования индивидуальной акцентуации, что позволяет разбить любой грув на 2, 3 или даже 4 линии акцентов. В этом случае даже самый простой бэк-бит грув может иметь большое количество вариаций.

Метрические и ритмические модуляции

Ритмическая модуляция представляет собой плавное или резкое изменение базовой пульсации. Например, с двухдольной на трехдольную. Такое изменение может быть разовым, а может, как в свинге, быть основой грува. Послушайте вступление к песне Since I’ve been lovin’ you группы Led Zeppeling в качестве примера постоянного смешения пульсации с 3 на 4 и обратно.

Метрическая модуляция подразумевает добавление или изъятие тактов, а также резкое изменение размера.

23.02.2020

0 комментарий (-ев) к статье "Еще раз о груве"

    Оставить сообщение

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.