Совсем недавно я узнал о существовании в среде англоязычных музыкантов термина Forward Motion – движение вперед. Этот термин достаточно сложно перевести на русский язык — в русских учебниках по форме используется похожее понятие – развитие.
Оказалось, что есть даже целая книга посвященная этому явлению.
Она так и называется Forward Motion: from Bach to Be-bop.
Уже планирую ее тщательно изучить и поделиться с Вами ценными идеями, а сегодня хочу рассказать в целом о том, что это такое и какие приемы используются музыкантами для создания FM.
Что подразумевается под FM?
Это движение мелодии, ритма или гармонии, которое захватывает внимание слушателя и заставляет его ожидать дальнейшего движения.
Также используются термины импульс, энергия, сила.
Главная задача этого художественного приема — создавать волнение, ажиотаж, ощущение незаконченности. Это может быть ладовая, гармоническая или ритмическая незавершенность.
Данный термин используется при обучении различным видам деятельности (импровизация, создание музыки, создание песен).
Если Вы чувствуете, что ваши песни, музыка или аранжировки звучат скучно, то скорее всего им не хватает FM.
По сути, FM – это воплощение базового принципа музыкальной формы напряжение- расслабление.
Стандартными средствами для воплощения концепции FM являются следующие:
Затакт
Поскольку метрически затакт всегда слабее чем его разрешение в сильную долю, то его использование создает необходимую пару напряжение-разрешение.
Известно, что мотивы ямбического типа обладают волевым, целеустремленным звучанием. Достаточно вспомнить 5 симфонию Бетховена или Highway to Hell группы AC/DC.
Междутактовая синкопа
Несовпадение акцентов ритма и метра создает напряжение и ожидание, что также стимулирует движение формы.
Выключение/ включение инструментов
Этот прием можно использовать для создания движения на длительных расстояниях формы. Например, если вступление песни исполняется полным составом, то выключение ударных, гитары или баса в куплете заставит слушателя ожидать их появления. Это стандартный прием аранжировки, который воплощает концепцию FM.
Органный пункт
Доминантовый органный пункт ( особенно длящийся достаточно долго) усиливает ожидание разрешения и очень хорошо стимулирует развитие.
Использование отклонений в гармонии
Небольшие отклонения от основной тональности отлично стимулируют движение. Именно по этой причине они чрезвычайно популярны в классической музыки.
Для популярной музыки наиболее характерны отклонения в тональность субдоминанты и параллельную тональность.
Пример отклонения в параллельный мажор
Слушатель ждет возвращения в основную тональность, что естественно не заставит его скучать:)
Избегание тоники
Этот прием активно использовался Мусоргский, но не думайте, что его не используют в популярной музыке.
Суть его в том, что слушатель не знакомый с понятием лада или тоники все равно чувствует ее необходимость. Это объясняется законами физики и социальным вовлечением.
Если вы намеренно избегаете тонику в мелодии, то создается достаточно интересное и нестабильное звучание.
Так создается контраст в популярных песнях — тоника избегается в куплете и акцентируется в припеве, как бы показывая слушателю чего ему не хватало в куплете.
Это очень действенный прием — попробуйте его использовать в Вашем творчестве.
Также можно избегать использования тонического аккорда в гармонии, что создает похожий эффект.
Интересно! Кажется, пример избегания тоники есть в песне Кэти Перри “Teenager’s Dream” или что-то в этом роде 🙂
Тоника там торчит из всех щелей к сожалению:)
Денис, это точно? Не поклонник Перри, но интересовался ее аранжировками для общего развития. Наткнулся на обсуждение в сети англоязычной публикой этой песни. Там спорили о тональности этой песни, причем говорили определенно, что тоника – первый аккорд песни, а далее ее старательно избегали аранжировщики. Надо нотную запись этой песни посмотреть.
Они там чет все понапутали – просто там как бы 2 тональности. Песня интересная – сделаю обзор наверное в ближайшие дни
Нарушение квадратности, наверное, тоже может служить элементом развития и создавать нужное движение? Особенно, когда оно в начале композиции, перед 1м куплетом (в проигрыше)или во вступлении…
FM – очень актуальная вещь.
Сейчас случайно вспомнил, у г-на Климковского есть такая вещь минут на пять (не помню названия и год выпуска), которая не разрешается до самого конца, а в конце тоже не разрешается ни во что. Вот это эпическое FM!
Постепенное нарастание громкости (плотности или динамики) всех или одного из инструментов…