• Корзина пуста.

Голосоведение в аранжировке и композиции (мысли вслух)

Сегодня для того, чтобы писать музыку можно не знать ноты. Для многих этот процесс похож на компьютерную игру.

Сведение, плагины, синтезаторы и все остальное отвлекают внимание музыкантов от главных вещей.

И хотя изредка в среде «живых» музыкантов еще можно услышать справедливое мнение: “если аранжировка плохая, то никакое сведение ее не спасет”, то для большинства доморощенных музыкантов и самоучек такое мнение не является очевидным.

Что отличает хорошую аранжировку от плохой?

Казалось бы очевидный вопрос — но можете ли вы дать на него ответ?

В искусстве сложно дать объективную оценку какому-либо явлению.

И оценивать аранжировку также достаточно сложно. Именно поэтому музыканты пытаются оценивать, то что измеряется цифрами.

Однако аранжировку цифрами измерить достаточно сложно, так как подлинная аранжировка может быть записана в нотах или в миди, но все равно будет понятно, что она хорошо и качественно сделана.

Для оценки аранжировки можно выбрать множество критериев, но я хотел бы поговорить о голосоведении.

Да это может прозвучать странно, но именно голосоведение во многом определяет звучание аранжировки.

Сбалансированность звучания, естественность звучания, окраска гармонии, рельефность мелодии, сочетаемость партий между собой – это далеко не полный перечь того, за что отвечает голосоведение.

Как правило, если анализировать партитуры с неудачными или средними аранжировками, то всегда можно заметить недоработанность голосоведения, а порой и откровенно «ужасные» варианты движения голосов.

Не подумайте, что я переоцениваю роль голосоведения.

На самом деле здесь достаточно провести слепой слуховой тест — записать 2 последовательности аккордов одну с хорошим голосоведением, а вторую с плохим.
Большинство музыкантов услышит, что во втором изложении что-то не так.
Не каждый поймет в чем причина, но услышит однозначно.

Почему возникают проблемы с голосоведением?

Как правило, главная причина не понимание законов мелодики, так как голосоведение по большей части основано именно на этих законах. То есть проблемы в голосоведении это еще и проблемы в написании мелодий.

Отсюда же проблемы с гармонией, сочетанием партии баса и мелодии и т.д.

Казалось бы такая странная вещь, о которой вы возможно и не задумываетесь, влияет на огромное количество параметров музыкальной композиции.

Однако еще раз подчеркну, что переоценить голосоведение в практике музыканта очень сложно.

С другой стороны работа над голосоведением дает очевидные плюсы — умение сочетать множество линий, естественность звучания, возможность создавать уникальные гармонические ходы и самое главное развитие навыков написания мелодии.

Существует 2 способа работать над голосоведением.

1. Гармонизация в 4хголосном изложении мелодий.

Классический метод — вы осваиваете гармонию и заодно оттачиваете голосоведение. Плюсы здесь в том, что это легко, так как гармония диктует выбор звуков для каждого голоса. Также есть заранее заданные правила, при соблюдении которых получается правильно голосоведение.
Минусы — голоса привязаны к гармонии, зависимы от нее. Мало возможности для творчества при работе над каждым голосом.

2. Изучение полифонии

Здесь вы учитесь работать с каждым голосом отдельно, доводя его до совершенства. При этом Вы также учитесь сочетать голоса между собой. Привязанность к гармонии не такая сильная или ее может практически не быть.

Несмотря на определенную сложность, освоение полифонии это один из наиболее эффективных методов развития навыков голосоведения, а также написания мелодий.

Изучение полифонического письма обучает вам не написанию музыки в каком-либо стиле, оно дает вам понимание самой сути музыки.

В идеале Вы должны сочетать оба этих подхода для развития навыков голосоведения.

В следующей статье я расскажу, как голосоведение работает в аранжировке и композиции.

Если Вам интересна эта тема оставляйте ваши вопросы под статьей постараюсь на них ответить.

17.03.2020

2 комментарий (-ев) к статье "Голосоведение в аранжировке и композиции (мысли вслух)"

  1. Денис, спасибо за интересные материалы, но не пора ли сделать ссылки в письмах кликабельными?

  2. Важная тема вообще-то. Но многие учатся писать, например, электронную музыку, добиваясь звучания похожего на образец. Любопытно было бы сравнить результаты подходов на схожем материале, например, какого-нибудь конкурса 🙂

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture